Александр Владимирович, как вы оцениваете эффективность работы российских лизинговых компаний в области реализации проблемных активов?
Александр Коротков : Безусловно, в период кризиса собственники компаний начали анализировать ситуацию и искать пути возможной экономии, считать упущенную выгоду при реализации имущества. В большинстве компаний реализация активов — это закрытая процедура, сильно подверженная влиянию человеческого фактора. Оценка имущества, торговые процедуры носят формальный характер. Активная работа с покупателями не ведется, имущество к продаже практически не готовят. При этом постоянно растут расходы на хранение, а стоимость имущества с каждым месяцем падает. В итоге, наступает момент, когда у собственника заканчивается терпение и принимается решение о реализации по минимальным ценам. Все это приводит к тому, что компания не дополучает около 40% от реальной стоимости имущества и несет дополнительные расходы, связанные с его хранением.
Каким образом можно улучшить процессы реализации проблемных активов?
Александр Коротков : Самый оптимальный способ — это применять аутсорсинг по данному направлению. Ни лизинговая компания, ни банк не является профессионалом в области продажи имущества. Можно либо развивать собственные отделы по работе с проблемными активами, для этого необходимо разрабатывать собственные IT-платформы, заниматься внедрением, содержать штат разработчиков, либо привлечь специализированные площадки, с большим опытом работы.
Как решали вопросы с реализацией проблемных активов страховые компании?
Александр Коротков : Страховые компании столкнулись с проблемой реализации поврежденного автотранспорта, застрахованного по КАСКО еще в начале 2000-х годов, после бума потребительского автокредитования и резкого роста количества застрахованных по КАСКО автомобилей. И сейчас на рынке существуют крупные электронные торговые площадки, на которых ежедневно реализуются сотни поврежденных автомобилей. Данный рынок прозрачен и доступен для всех категорий пользователей. Средняя цена на поврежденные автомобили выросла с 200 тысяч рублей в 2012 году до 600 тысяч в 2018 году.
Как электронная торговая площадка Migtorg.com может помочь в реализации проблемных активов?
Александр Коротков : Площадка Migtorg.com за 6 лет работы стала одной из ведущих в сфере реализации страхового и лизингового имущества. Нам удалось создать платформу, которая реализует до 100 автомобилей и другого имущества в день, охватывая рынок всей России. Сейчас у нас зарегистрировано более 15 тысяч покупателей на всей территории РФ. Мы работаем более с чем 30 страховыми компаниями, охватывая 80% рынка. Подобных объемов нам удалось достичь благодаря эффективности работы площадки, так как цена реализации товара определяется на абсолютно прозрачных для продавца и для покупателя торгах, что в свою очередь, с учетом удобства интерфейса, дает хорошие, рыночные цены, на 20-30% выше, чем, если бы продавец реализовал товар сам. Рост числа пользователей аукциона и компаний-партнеров обеспечил продажу около 100 тысяч лотов, среди которых автомобили и объекты недвижимости.
В чем успех площадки Migtorg?
Александр Коротков : Организация торгов на площадке полностью исключает человеческий фактор, покупатели понимают, что кроме как повысить ставку за приобретаемое имущество, повлиять на исход торгов нельзя. Мы экономим деньги и время наших партнеров. Динамика продаж помогает высвобождать активы компаний-партнеров. Не стоит забывать, что хранение имущества, которое подлежит реализации, тоже стоит денег. Чем быстрее это имущество реализовано, тем меньше у компании будет расходов и тем быстрей она вернет деньги в свой оборот. Для крупных компаний стоимость подобных активов доходит до нескольких миллиардов рублей. В портфеле компании есть успешные кейсы по реализации в кратчайшие сроки — менее 4-х месяцев— более 1000 изъятых лизинговой компанией автомобилей.
Как обеспечивается безопасность сделки?
Александр Коротков : Мы готовы оказывать продавцам целый перечень услуг, начиная от предпродажной подготовки и заканчивая юридическими услугами. Мы можем выступать единым контрагентом по расчетам по реализации имущества, что всегда будет гарантировать продавцу положительный итог сделки. Окончательное решение, продавать лот победителю или нет, всегда принимает сам владелец лота.
Каковы перспективы развития площадки Migtorg?
Александр Коротков : Мы, безусловно, продолжим увеличивать число партнеров, что обеспечит рост числа лотов и предоставит более широкий выбор участникам аукционов. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с крупнейшим в России агрегатором автосервисов Uremont.com, в планах совместный проект, который заключается в передаче и хранении данных по каждой машине — не важно, участвует ли она в аукционе на Migtorg.com или ее владелец подобрал автосервис и отремонтировал ее через Uremont.com. Это позволит сформировать историю большого количества автомобилей. Клиенты, страховые и лизинговые компании смогут запросить информацию о конкретной машине, где она была куплена, когда и где ремонтировалась, каков был пробег на том или ином этапе, какие меняли детали. Это сделает рынок и авто более прозрачным и понятным, а значит и цивилизованным.