Обновлено в 13:37

В СМИ появилась информация об очередном запрете от Минкульта: на этот раз жертва — документальный фильм «Похищенные сокровища Европы». Министерство якобы отказало ему в прокатном удостоверении буквально за сутки до премьеры в кинотеатрах.

Фильм итальянского режиссера Клаудио Поли посвящен шедеврам живописи, украденным нацистами во время Второй мировой войны и спасенным в результате победы. Картина широко анонсировалась, продажа билетов уже началась. Лента должна была выйти в прокат 6 сентября, а накануне показ планировала Третьяковская галерея, но в последний момент заявила об отмене.

Впрочем, позднее Минкульт заявил, что никакого отказа в прокате документального фильма «Похищенные сокровища Европы» не было и он готов выдать ему прокатное удостоверение. Задержки вызваны наличием фашистской свастики в ленте. Вот как ответила на запрос Business FM в письме директор департамента кинематографии Минкультуры России Ольга Любимова:

«Хотела бы обратить внимание на то, что приходится комментировать посты в Facebook. Учитывая, что дверь моего кабинета открыта, я бы с удовольствием для начала познакомилась с представителями компании «Невафильм» и решила бы эту проблему в течение получаса. Очень часто представители профессионального сообщества и ассоциаций упрекают Министерство культуры в том, что мы нарушаем федеральные законы или невнимательно к ним относимся. Удивительно, что, когда законы касаются их самих, а Минкультуры России их исполняет, это вызывает еще большее негодование.

Когда к нам принесли документы на фильм «Похищенные сокровища Европы», сотрудники департамента кинематографии обратили внимание на то, что в картине присутствует свастика. У нас есть федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», запрещающий пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской символики. Минкультуры предупредил прокатчика о том, что ведомству требуется дополнительное время, так как необходима дополнительная экспертиза картины, или придется свастику замазывать, или убирать кадры, где она присутствует.

Поэтому никакого отказа в получении прокатного удостоверения не было, мы просто попросили время для дополнительной экспертизы. Мы получили соответствующее экспертное мнение юристов нормативно-правового департамента Минкультуры, сверились с законом, с постановлением правительства России и приняли решение, что мы можем выдать прокатное удостоверение. И если сотрудник «Невафильм» сегодня придет в департамент кинематографии, он получит прокатное удостоверение на этот фильм. Поэтому причина вот таких высказываний, негодований, грустной иронии по поводу действий Министерства культуры для меня остается абсолютной загадкой. Но, конечно, благодаря ряду публикаций в СМИ, ряду комментариев большее количество зрителей увидит теперь этот фильм».

Причины отказа Минкульт не объяснил, сказал ранее Business FM Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм», которая организовала прокат фильма в России.

— У нас нет официального ответа пока, мы еще даже не понимаем мотивировки. Если припишут экстремизм какой-нибудь, это будет одна история, а если напишут, что роль министра культуры неправильно отражена в фильме, будет другая история. Фильм о сокровищах, которые во время войны Гитлер себе собирал, в свой музей, то, что нацисты увозили в Германию. Но так как в фильме рассказывается об этом периоде, там есть кадры хроники, причем той же самой хроники, которая использовалась в фильме «Обыкновенный фашизм» в том числе, я думаю, что вот это и не понравилось. В фильме есть изображение свастики, потому что там хроника немецкая, история так у нас сложилась, что же теперь делать. Речь о том, что было вывезено в Германию и хранилось в так называемой коллекции Гитлера. Он же в оригинале вообще называется «Сокровище Гитлера», мы меняли название, чтобы не педалировать эту тему. Меняли немножко тексты, постер. Мы же понимаем, где мы живем, газеты читаем, Business FM слушаем. Мы понимали, какие могут возникнуть проблемы, по крайней мере явные вещи сгладили. Естественно, это по согласованию с правообладателем.

— Без удостоверения выпустили афиши на фильм — это нормальная практика, так бывает?

— В нашей жизни бывает, к сожалению. Ну что мы сделаем? Мы месяц назад подали документы, нам по закону в течение двух недель должны что-нибудь ответить. Нам ответили только вчера, причем учитывая, что вчера у нас премьера в Третьяковке была, естественно, ее пришлось отменять реально за два часа до начала. Даже Третьяковка пыталась позвонить, выяснить, но им тоже сказали: «Идите отсюда».

Вот что заявил Березин, комментируя письмо Минкульта:

— А мы куда ходили? Мы же в Минкульт ходили. Я так и предполагал, что так будет. Потому что если бы они отказали, то это было бы просто сверхглупостью, ну что, у нас нет истории, что ли?

— Некоторые люди, как мы уже поговорили с кинотеатрами, поняли, что они сдали билеты. Убытки кинотеатров кто будет покрывать?

— Никто. Это форс-мажор. У нас в каких-то договорах прописана неустойка как у правообладателя, безусловно, но мы в такой стране живем, что все всё понимают. То есть если у нас будут претензии от кинотеатров, значит, будем разбираться по каждой претензии. В итог мы месяц назад подали документы. Мы приняли все разумные меры, для того чтобы все состоялось.

— Вас уже заподозрили в пиаре: ничего не произошло, а уже…

— Ну как, у нас вчера премьера в Третьяковке, должна была пройти. Естественно, когда нам в четыре часа дня сказали, что прокатку не дадут, мы звоним в Третьяковку, говорим: кино показывать нельзя, потому что нет прокатки. Третьяковка позвонила в Минкульт, им сказали, нельзя показывать, прокатки нет. Все, отменили премьеру и так далее. Какой тут пиар? У людей вообще-то премьера.

«Невафильм» планировала выпустить ленту специально к 73-й годовщине окончания Второй мировой войны. Отмечается, что кино ранее увидели зрители во всех странах Европы, причем под другим названием — «Сокровища Гитлера». Никаких проблем с прокатом не происходило. Запретили его показ только в России, а Минкульт, согласно прежним данным, пообещал прокатчику объяснить свой отказ в прокате по России в течение двух недель.

Фильм, якобы попавший под запрет Минкульта, снят в популярном сейчас жанре музейного шоу. Это путешествие по Парижу, Голландии и Германии, по местам, где состоялись выставки, организованные нацистами, с целью очернить искусство, которое Гитлер называл дегенеративным, и вознести то, что он считал высоким искусством.

В кино использованы редкие архивные материалы. В роли рассказчика — знаменитый итальянский актер Тони Сервилло, сказано в описании трейлера фильма на YouTube.