Обстановка в Идлибе накаляется. Комментарий Георгия Бовта
В Москве продолжают говорить о возможной постановочной химатаке в сирийском Идлибе, которую якобы подготовили исламисты и «Белые каски» при поддержке британских спецслужб
Читать на полной версииC 1 по 8 сентября в Средиземном море будут проведены самые масштабные за последнее время учения группировки сил Военно-морского флота и Воздушно-космических сил России. Они пройдут на фоне подготовки правительственными войсками Сирии решающего наступления на последний крупный оплот исламистов в провинции Идлиб.
Ранее глава МИД России Сергей Лавров в ходе переговоров с министром иностранных дел Саудовской Аравии призвал уничтожить этот «гнойник терроризма». В то же время со стороны США в последние дни раздалось сразу несколько резких заявлений и угроз нанести удары по сирийским правительственным войскам в случае применения ими химического оружия во время наступления в Идлибе.
Москва на это уже заявила, что провокацию с использованием химоружия готовят как раз исламисты при поддержке британских спецслужб и с помощью организации «Белые каски». Ситуация накаляется все заметнее. Подробнее — в комментарии Георгия Бовта.
Начинающиеся в Средиземном море российские военные учения призваны стать не просто демонстрацией флага, но и демонстрацией твердых намерений России поддержать президента Сирии Башара Асада в решающем наступлении на последний оплот исламистов перед лицом угроз со стороны США. Вашингтон пригрозил нанести удар по сирийским правительственным войскам в случае, если в ходе наступления на Идлиб будет использовано химоружие.
То есть уже проводится информационная подготовка накануне вполне возможной и технически осуществимой провокации со стороны исламистов. Тем более что последний инцидент использования химоружия в Восточной Гуте близ Дамаска, произошедший весной, так и не был окончательно расследован: давно обещанный доклад Организации по запрещению химоружия (ОЗХО) на этот счет по-прежнему отсутствует, о чем на днях снова напомнил Лавров. Он же предупреждал о возможности «химической провокации» со стороны исламистов.
Москва в последние дни не единожды на различных уровнях заявляла, что рассадник терроризма в провинции Идлиб угрожает в том числе и российским военным в Сирии и с ним надо покончить. Взятие Асадом под контроль последнего крупного оплота исламистов будет означать его окончательную военную победу в многолетней гражданской войне.
Очевидно, что ни США, ни многие другие влиятельные игроки региона этого допустить не хотят. Поэтому в ход, в том числе в ООН, пошли аргументы относительно грядущей гуманитарной катастрофы, неизбежной в случае масштабной военной операции в провинции, где скопилось около 3 миллионов человек, половина из которых — беженцы из других районов Сирии, не пожелавшие остаться под властью Дамаска.
США могут нанести удар по силам Асада до намеченного на начало сентября в Тегеране российско-иранско-турецкого саммита, где могли бы быть достигнуты важные договоренности относительно будущего Сирии. Или сразу после него.
Кстати, у Турции в провинции Идлиб свой интерес. Анкара в последние дни предпринимает отчаянные усилия, в том числе в переговорах с Ираном, поддерживающим Башара Асада, чтобы остановить готовящееся наступление, достигнув неких компромиссных договоренностей. Турцию интересует судьба самой крупной группировки исламистов в данной провинции — «Хайат Тахрир аш-Шам». Это довольно пестрая, численностью около 15 тысяч человек, коалиция, возглавляемая боевиками группировки «Джебхат-ан-Нусра», бывшей «Аль-Каиды». В составе этой коалиции есть группировки, непосредственно поддерживаемые Анкарой.
Собственно, в Идлиб стянулись те формирования исламистов, которые были вытеснены из других провинций или даже им был предоставлен гуманитарный коридор, как, например, весной текущего года дали выйти боевикам из Восточной Гуты.
При посредничестве российских и турецких военных уже делались попытки договориться о разоружении боевиков и даже о возможности им уйти в соседнюю Турцию. Однако пока ни о чем договориться не удалось. Боевики из «Джебхат ан-Нусры» готовы стоять до конца, даже если это приведет к массовым жертвам среди мирного населения, которому в очередной раз предстоит сыграть роль «живого щита» для исламистов.
Даже влияния Турции, которая пытается договориться о мирном исходе, пока недостаточно. У Анкары с исламистами все же не отношения начальника и подчиненного, а гораздо более сложные политические игры.
Так или иначе, очередное обострение вокруг Сирии создает еще более негативный фон для российско-американских отношений. Причем как раз тогда, когда в сенате США начинается обсуждение нового, еще более жесткого закона об антироссийских санкциях. Это помимо санкций за якобы использование химоружия Россией при отравлении Скрипалей в британском Солсбери, первый пакет которых вступил в силу 27 августа.
Очередное вбрасывание тезиса о том, что Москва потворствует Асаду в использовании химоружия против мирного населения, явно будет работать на то, чтобы нанести России еще один санкционный удар. В такой ситуации нет речи о возможности конструктивного сотрудничества с Америкой по сирийскому вопросу. Остается только взаимная игра мускулами. Главное, чтобы не доиграться.