Первое правило государственных банков: никому не рассказывать о госучастии
В совместном письме ведомства не рекомендуют кредитным учреждениям указывать госучастие в своей рекламе: могут возникнуть нерыночные преимущества
Читать на полной версииЦентробанк и ФАС опубликовали на сайте ЦБ совместное письмо, где посоветовали кредитным организациям не привлекать внимание клиентов к тому, что в капитале банка участвует государство. Речь идет о рекламе.
Такая информация может создавать впечатление, что эти организации надежнее, чем их частные конкуренты. Все это ведет к возникновению нерыночных преимуществ, сообщается в письме.
Такая рекомендация логична, потому что при любом кризисе в российской банковской системе неизбежно происходит переход вкладчиков в госбанки, говорит ведущий методолог «Эксперт РА» Юрий Беликов:
— Идет перераспределение ресурсов в топ-10 банков, основная доля которого представлена госбанками. Это не является какой-то недобросовестной конкуренцией, вполне нормальное рыночное мерило устойчивости. К сожалению, статистика показывает большую дефолтность у частных кредитных организаций, которых было в нашем секторе большинство. Очевидно, что все эти рекомендации не упоминать о госучастии кредитной организации направлены на то, чтобы как-то поддержать курс Банка России на борьбу с огосударствлением банковского сектора. Реальность такова, что и так около 70% сектора сейчас приходится на госбанки, поэтому эти меры пока представляются не слишком убедительными.
— Есть какое-то влияние санкций — попытка лишний раз не светить эти банки с госучастием?
— Связи с санкциями лично я тут не прослеживаю никакой. Есть курс на повышение конкуренции. Он был принят ЦБ еще до введения санкций в отношении России.
Всем и так известно, какие организации с госучастием, а какие нет, поэтому подобные рекомендации излишни, считает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган:
В июле первый зампред ЦБ Сергей Швецов отмечал, что участились случаи, когда организации в рекламе и на официальных сайтах акцентируют, что они находятся под госконтролем. Например, это касается рекламных роликов Почта банка и Россельхозбанка.
ФАС предлагала запретить банкам упоминать в рекламе о госучастии еще в апреле. Замглавы ведомства Андрей Кашеваров тогда говорил, что для санируемых кредитных организаций можно сделать исключение.