Парламентские слушания: о чем угодно, кроме пенсионного возраста
«Стон по стране», «отнять и поделить» и даже стихи — так можно описать большие слушания по поводу пенсионной реформы, которые прошли в Госдуме 21 августа. В них участвовало больше 600 человек
Читать на полной версииТе, кто следил за слушаниями, заметили поразительную вещь: выступающие как будто соревновались, кто реже всех произнесет слово «пенсия» или «пенсионный возраст». Говорили обо всем: о Сирии, о США, о капиталистах… Нет, о пенсионной системе, конечно, тоже высказывались, но, по ощущениям, вскользь. Главная тема, одна из самых важных реформ в истории страны просто стала поводом для того, чтобы поговорить о чем-нибудь еще.
Итак, выступления оппозиции. Владимир Жириновский, начав с пенсий, продолжил Америкой и плавно дошел до телевидения:
«То Петросян разводится, миллиарды не могут поделить. То Джигарханяна кто-то грабит опять. Вы нам показываете каждый день — разводы-своды, разводы-своды. Хоть один фильм про инженера, достойного русского инженера. 130 лет Зворыкину, изобрел телевидение для всего мира! А где лежит прах? За границей!»
Геннадий Зюганов был более предметен: начал с того, что нужно обязательно исполнить послание президента, которое вдохновило народ. Но правительство ничего не делает. Траты на социалку и ЖКХ сокращают. Бизнесмены выводят деньги в офшоры. И, кстати, о пенсиях — с некрасовскими интонациями:
«Вы ничего не сделали для того, чтобы хоть за эти месяцы услышать тот стон, который по стране стоит. В деревне некоторые живут на эту пенсию всей семьей. Сибирь, Дальний Восток — средний возраст 60-62 года, они почти все в гробу увидят там свою пенсию».
Выступление Сергея Миронова можно вообще оставить без комментариев. Скучные лица в зале, заметил лидер справороссов — и, чтобы оживить, прочитал стихотворение своего однопартийца:
«Послушай, если сам не знаешь, какие люди нам нужны.
Умри до пенсии, товарищ! Спаси бюджет своей страны!
Паши как вол, пока не сдохнешь. Плати налоги и кредит.
Терпи, молчи. Чего ты стонешь? Стонать Россия не велит!»
Стихи вызвали живую дискуссию о том, плохие они с идеологической точки зрения или хорошие. Больше о выступлениях системных оппозиционеров сказать и нечего. Разве что упомянуть единственное конкретное предложение Жириновского, как решить проблему низких пенсий: отнять у крупного бизнеса 99% состояния, оставить им по квартире-двушке и зарплату в 50 тысяч. На что глава фракции единороссов Сергей Неверов резонно заметил, что эти активы не деньги, а предприятия, где работают люди. Но даже если отнять и продать, все равно хватит максимум на два года.
Теперь о защитниках реформы. Первым выступил Максим Топилин. Глава Минтруда — единственный из статусных членов правительства, который пришел на слушания. Аргументы были стары: разбалансированность бюджета Пенсионного фонда, меньше работающих, больше пенсионеров. Примерно с такими же доводами выступил и главный идеолог реформы Алексей Кудрин. Но и в его речи с цифрами и слайдами нашлось место эмоционально окрашенным словам:
«Пенсия низкая, абсолютно недостойная нормальной жизни. А коэффициент замещения — 33%, пенсия к средней заработной плате. Переход от нормальной зарплаты на треть от нее в своем существовании, конечно, это большой вызов и шок для любого человека».
В итоге противники реформы не привели ни разумных аргументов, ни разумных предложений. И сторонники не сказали ничего нового. А в выигрыше правительство, говорит присутствовавший на слушаниях гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Итоги подвел спикер Думы Вячеслав Володин: есть предложения, который носят конкретный характер, будет создана рабочая группа, которая их рассмотрит. Какие именно предложения, Володин не конкретизировал. Но на самом деле еще в начале слушаний итог подвел Алексей Кудрин: пока обсуждаются лишь концептуальные вопросы, хотя законопроект в первом чтении принят, и уже пора обсуждать детали. «Казалось бы», — мудро сказал глава Счетной палаты.