Чем Владимир Путин может помочь Ангеле Меркель? Комментарий Георгия Бовта
Основными темами переговоров стали Украина, «Северный поток — 2», иранская «ядерная сделка», а также перспективы возвращения в Сирию беженцев. О чем удалось договориться?
Читать на полной версииВ Германии в замке Мезеберг прошли переговоры президента России Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Встреча длилась три часа. Хотя она носила закрытый характер, известно, что основными темами стали Украина, судьба трубопровода «Северный поток — 2», перспективы сохранения иранской «ядерной сделки» после выхода из нее США, а также перспективы сирийского урегулирования и возвращения в эту страну беженцев. После встречи ни о каких достигнутых договоренностях объявлено не было. И все же о чем, возможно, удалось договориться? Мнение политолога Георгия Бовта.
«Строительство «Северного потока — 2» находится в завершающей стадии. По нему газ из России может поступать в Германию объемом 55 млрд кубометров в год — столько же, сколько способен транспортировать уже построенный «Северный поток — 1». Однако накануне встречи Путина и Меркель газета The Wall Street Journal написала, что США в течение ближайших недель введут санкции против данного проекта.
Вопрос находится на согласовании между Госдепартаментом, министерствами торговли и энергетики. Якобы спорным вопросом остается лишь то, будут ли санкции введены только против компаний, участвующих в проекте, или еще и против финансовых учреждений, его обслуживающих. В строительстве участвуют крупнейшие европейские корпорации, такие как Shell, Wintershall и другие.
Вместе с «Газпромом» они вложили в него более 6 млрд долларов. Европейские чиновники уже давали понять США, что не остановят проект, несмотря на санкции. Трамп, в свою очередь, не раз высказывался против строительства газопровода, который якобы делает Германию «заложницей России». Судя по всему, согласие ЕС импортировать больше американского СПГ в обмен на сохранение проекта пока не сработало.
Для введения таких санкций не нужен новый закон от конгресса: принятый 2 августа 2017 предусматривает введение таких мер против «Северного потока — 2». Неясно, сколь далеко Берлин готов зайти в противостоянии с Вашингтоном в этом вопросе. Сама Меркель, которая не раз возражала Трампу по этой теме, обуславливает поддержку газопровода сохранением российского газового транзита через Украину, который приносит той в год до 2 млрд евро.
Путин, соглашаясь в принципе, оговаривается, что транзит должен быть экономически целесообразен. Перспективы урегулирования на юго-востоке Украины пока непонятны. Продвижения по вопросу размещения миротворцев ООН в зоне конфликта, судя по всему, нет. Германия на пару с Францией может, конечно, надавить на Порошенко в преддверии президентских выборов на Украине в следующем году, чтобы он выполнил свою часть минских соглашений.
С другой стороны, Киев, глядя на ужесточение давления США на Россию, полагает, что он уже может ничего не выполнять. А вот для самих США «украинский вопрос» в отношениях с Россией уже отнюдь не главный, и от его разрешения ослабление санкций уже зависит гораздо меньше. Вся санкционная месть России со стороны Америки происходит в основном в связи с так называемым «вмешательством России в выборы в США».
Хотя Путин и Меркель заявили о поддержке «ядерной сделки» с Ираном, не очень ясно, как страны — гаранты этого соглашения, из которого США вышли в одностороннем порядке, смогут противостоять давлению Америки. Пока европейские компании массово покидают Иран в свете угроз Вашингтона ударить санкциями по всем, кто осмелится покупать иранскую нефть и вообще иметь дело с этой страной после ноября, когда антииранские санкции вступят в полную силу.
По крайней мере, в одном вопросе канцлеру нужна поддержка Путина в гораздо большей степени, чем ему — поддержка ФРГ. Это вопрос сирийских беженцев, которых Германия приняла сотни тысяч. У Москвы есть планы возвращения обратно большей части беженцев, с которыми Меркель в начале августа ознакомили глава МИД России Сергей Лавров и начальник Генштаба Валерий Герасимов.
Германия может помочь с восстановлением соответствующей инфраструктуры в Сирии. Уж слишком больно бьет «миграционный кризис» по правящей коалиции Меркель. Популярность блока ХДС — ХСС упала до рекордно низкого за все время правления Меркель уровня — 29%. Зато резко вырос рейтинг правого альянса «Альтернатива для Германии» — до 17%. Меркель нужен немедленный прогресс в решении проблемы беженцев, и именно Путин может в этом помочь.
Кто бы мог подумать три года назад, что Германия и Россия перейдут к гораздо более спокойному обсуждению общих проблем еще до урегулирования украинского кризиса. И что они будут обсуждать тему совместного противодействия по ряду вопросов самой Америке.