Арест 74-летнего сотрудника ЦНИИмаш: главное
Следствие считает, что он передал стране НАТО секретные данные о российских гиперзвуковых летательных аппаратах. СМИ пишут, что это информация о комплексах «Авангард» и «Кинжал». Жена ученого не понимает, почему его держат под стражей
Читать на полной версииУченый Виктор Кудрявцев останется в СИЗО «Лефортово». Мосгорсуд признал законным арест сотрудника ЦНИИмаш, который проходит по делу о госизмене в «Роскосмосе».
По данным следствия, Кудрявцев передал одной из стран НАТО секретную информацию о российских гиперзвуковых летательных аппаратах. По сведениям газеты «Коммерсантъ», конкретно речь идет о передаче сведений о комплексах «Авангард» и «Кинжал». Как считает следствие, высокий авторитет среди коллег, по сути, заменял ему специальную форму допуска, хотя формально с секретными материалами Кудрявцев не работал 20 лет.
Жена ученого Ольга, которая тоже работала в ЦНИИмаш, рассказала Business FM, что обвинение связано с научным грантом, полученным более пяти лет назад. Его тогда курировал Кудрявцев. Супруга называет ученого «самым честным человеком» и не верит в то, что он мог пойти на преступление. Она также не понимает, почему суд оставил ее мужа под стражей:
Адвокат ученого Евгений Смирнов рассказал, что в деле фигурирует бельгийский Фон Кармановский институт гидродинамики. С этой организацией ЦНИИмаш сотрудничал. Между ними было соглашение, утвержденное на уровне правительства России.
Что передал бельгийцам российский ученый, непонятно. Из материалов дела следует, что секретная информация передавалась из Королева, где живет Кудрявцев. Но адвокату неизвестно, с какого устройства была отправлена информация и кто к этому устройству имел доступ.
В администрации бельгийского института РИА Новости сообщили, что информации о Викторе Кудрявцеве у них пока нет. Сейчас руководство института выясняет, в каких проектах могли участвовать российские партнеры.
По словам адвоката, Кудрявцев более 20 лет не имел доступа ни к каким секретам. Показания по делу его клиент не дает, так как не понимает, в чем его обвиняют. Вот что рассказал о материалах дела Евгений Смирнов:
Евгений Смирнов адвокат «Ничего не представлено — доказательства, обоснования… Рапорт об обнаружении признаков преступления составлен сотрудниками ФСБ — больше ничего в деле нет. Мы сейчас будем подавать кассационную жалобу на это решение. Что касается материалов по здоровью, следователи нам всячески препятствуют в их получении. В ходе обыска дома он (следователь) забрал все медицинские документы. Он сейчас на меня согласовывает доверенность на получение сведений, составляющих медицинскую тайну».
Кроме того, адвокат сообщил, что сотрудники ФСБ допросили осужденного ранее за госизмену и отбывающего наказание ученого Владимира Лапыгина. Он был руководителем Кудрявцева в ЦНИИмаш. Именно на основании рапорта спецслужб о допросе следствие попросило заключить под стражу Кудрявцева.
Интересно, что ранее Кудрявцев вступался за своего бывшего шефа. Но письмо в защиту Лапыгина подписали и многие другие, говорит член совета Общества научных работников, ведущий научный сотрудник лаборатории биомеханики НИИ механики МГУ Андрей Цатурян:
Андрей Цатурян сотрудник лаборатории биомеханики НИИ механики МГУ «Судя по тому, что говорят коллеги-механики — а за него вступились, кроме Кудрявцева, еще масса очень известных ученых, в том числе академиков — им была отправлена, этим китайцам, демоверсия программы, которая показывает возможности. Собственно говоря, она не была секретна. Реальная его вина была, что он должен был спросить разрешение на отправку вот этой демоверсии, по их внутренним правилам, но не спросил. Вот за что его посадили. Там речь о секретах тоже не шла, насколько я понимаю».
Скандал в ЦНИИмаш стоил должности директору исследовательско-аналитического центра «Роскосмоса» Дмитрию Пайсону. Он подал в отставку вскоре после того, как у него прошел обыск. Но по уголовному делу, в котором фигурирует Виктор Кудрявцев, Пайсон проходит как свидетель.
74-летний Виктор Кудрявцев был арестован 20 июля. Известно об этом стало только через два дня, когда член Общественной наблюдательной комиссии Москвы обнаружил ученого в СИЗО «Лефортово». Адвокаты опасаются за состояние его здоровья: у него диабет, и питание в СИЗО ему никак не подходит. За две недели он похудел на 5 килограммов.