Обзор инопрессы. Президент ЦАР доверил свою безопасность россиянам
В Центральноафриканской Республике погибли три российских журналиста, снимавших фильм о работе российской ЧВК «Вагнер». Французская пресса обратила внимание на то, что Россия уже давно помогает главе ЦАР, в том числе и оружием
Читать на полной версииЗападные СМИ не проявляют большого интереса к убийству трех российских журналистов в ЦАР. Издания Франции, бывшей метрополии ЦАР, ограничиваются перепечаткой версий произошедшего из российских источников.
Тем интереснее статья парижской газеты L'Opinion, опубликованная в том числе в африканской Сentrafrique Presse. По мнению обозревателя Томаса Дитриха, Франция теряет почву в Центральноафриканской Республике, на которую она оказывала огромное влияние со времен независимости, достигнутой в 1960 году.
В 2012 году Франция рассорилась с бывшим президентом Франсуа Бозизе, который не хотел предоставить разработку урана французской компании Areva. Как следствие, Париж дал добро на его свержение. В результате президент Чада и союзник французов Идрис Деби набрал орду наемников, которая вторглась в ЦАР, скинула законного президента и предалась необузданному насилию. Таким образом, был открыт ящик Пандоры для межконфессиональной ненависти среди мусульман и христиан, которые долгие годы жили в мире и согласии.
Однако настоящей причиной кризиса следует считать не только некомпетентность бесчисленных африканских лидеров, катастрофическое вмешательство Франции, равнодушие международного сообщества, но и огромные природные ресурсы ЦАР.
Луч надежды появился после почти демократического избрания президента ЦАР в 2016 году, но Фостен-Арканж Туадера не смог взять страну под свой контроль: десять из 16 префектур управляются вооруженными группировками, многие из которых ведут хищническую эксплуатацию природных богатств.
Президент Туадера, впрочем, очень быстро сообразил: Франция не имеет ни средств, ни желания помочь ему восстановить суверенитет на всей территории. Париж предпочитает иметь дело с авторитарными президентами Чада или Мавритании.
По этой причине Туадера начал поиск новых партнеров. В октябре 2017 года он встретился в Сочи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, что и привело к приходу России в ЦАР. Очень быстро туда было доставлено оружие для законных вооруженных сил. В Банги прибыли частные вооруженные компании, в том числе небезызвестный «Вагнер», для обучения африканских военнослужащих.
Поначалу Франция не посчитала себя оскорбленной. Президент Эммануэль Макрон и глава МИД Жан-Ив Ле Дриан не возражали, что другая держава сделает то, на что оказалась неспособной французская армия. Впечатлительный профессор Туадера в течение нескольких месяцев поддался чарам российских эмиссаров, он избавился от руандийцев, составлявших его личную гвардию, и доверил свою безопасность российским наемникам. Личным советником по безопасности у него стал Валерий Захаров, влияние которого идет по нарастающей, ни одно сколько-нибудь значимое решение не принимается без его участия.
Недавно французы предложили армии ЦАР оружие, конфискованное у сомалийских пиратов. Россия была категорически против, утвердив свои позиции в ущерб бывшим колонизаторам.
Игра стоит свеч, поскольку российские частники, пользующиеся политической поддержкой Москвы и финансовой помощью Пекина, имеют виды на африканские природные ресурсы, на западе страны уже началась добыча алмазов. К югу от Банги некие мафиозные российские компании ведут безжалостную вырубку ценной африканской древесины.
Влияние России в Африке растет от Судана до Анголы. Наследники Советского Союза не ограничиваются политическим вмешательством, занимаясь одновременно беспринципным бизнесом.