В МВД вспомнили о потерянных дубинках спустя шесть лет после Болотной
Управление на транспорте МВД по ЦФО потребовало взыскать с шести осужденных по «болотному делу» почти 44 тысячи рублей. Ответчики считают, что срок давности истек
Читать на полной версииМировой судья 242-го участка столицы приступил к рассмотрению иска управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу к шести фигурантам так называемого болотного дела. Истец просит взыскать с них почти 44 тысячи рублей за потерянные дубинки и радиостанции во время «Марша миллионов», который прошел в мае 2012 года на Болотной площади в Москве. Ответчики заявили, что полиция вообще не имела права подавать иск: срок давности по нему давно истек. Они просили прекратить производство по делу.
Из шести ответчиков — Сергея Удальцова, Леонида Развозжаева, Алексея Гаскарова, Ильи Гущина, Александра Марголина и Елены Кохтаревой — в суд явились большинство. Они присутствовали лично либо прислали своих представителей. А вот от МВД не было никого. Однако это не помешало судье Олегу Шассаеву начать процесс. В его рамках управление на транспорте МВД по ЦФО требовало взыскать с осужденных солидарно 43 тысячи 816 рублей.
Судья сообщил, что в деле имеется ходатайство истца о восстановлении пропущенных сроков на подачу иска. По закону он составляет три года. Однако против этого выступили все ответчики. Они просили ходатайство отклонить, а дело прекратить в связи с истечением срока давности.
По словам Виолетты Волковой, адвоката осужденного за организацию массовых беспорядков Сергея Удальцова, срок давности, как правило, исчисляется с момента причинения ущерба, то есть с момента написания полицейскими рапортов 6 мая 2012 года. Но даже если стражи порядка решили дождаться вступления в силу приговора в отношении главных фигурантов, они в любом случае упустили момент, не уложившись в отведенный срок, указала адвокат.
«Спохватились»
Волкову поддержал Удальцов. «Мне непонятно, почему управление МВД на транспорте за три года, которые прошли с момента вступления в силу нашего приговора, имея штат юристов, не нашло времени обратиться с иском», — сказал он.
Оппозиционер заметил, что представители МВД присутствовали на процессах и знали о том, что фигурантам вынесли приговоры. «Это халатное поведение, такое ощущение, что спохватились. Может быть, им подсказали, что надо спохватиться, — предположил он. — Я думаю, что не стоит идти на поводу людей, которые нарушают нормы Гражданского кодекса, и прошу дело прекратить». В завершение политик ехидно заметил, что «управлению на транспорте будет трудно работать без пяти дубинок», но выразил уверенность в том, что там «как-то выйдут из положения».
Другой предполагаемый организатор беспорядков Леонид Развозжаев в очередной раз назвал дело политическим. «Мы все невиновны, и это оказание давления на нас», — заявил он. Ответчик напомнил, что о возможности предъявить иски МВД знало давно, ведь раньше других, еще в конце апреля 2013 года, на два года колонии был осужден помощник Сергея Удальцова Константин Лебедев (он признал вину, заключив сделку со следствием. — Business FM).
Также Развозжаев призвал суд «принять во внимание тот аспект», что Европейский суд по правам человека признал незаконным уголовное преследование первых осужденных «болотников», в числе которых был Ярослав Белоусов. «То есть претензии к нам просто несостоятельные», — резюмировал он.
Адвокат Ильи Гущина Илья Уткин отметил, что в приговоре Замоскворецкого суда от 18 августа 2014 года прямо сказано: Гущин вообще не дотрагивался ни до раций, ни до дубинок. «Поэтому он является ненадлежащим ответчиком», — озвучил позицию адвокат. Также, по его мнению, в деле нет доказательств того, что утраченное имущество принадлежало именно управлению МВД на транспорте.
Ему вторил другой защитник Гущина Сергей Шаров-Делоне. Он подчеркнул, что другим ответчикам не вменялись манипуляции с дубинками и рациями полицейских. «Им вменялось, что они кого-то ударили или толкнули, но в приговорах нет ни слова о том, что они дотрагивались до амуниции и снаряжения», — сказал он.
Юрист также зачитал ходатайство своего доверителя. Тот просил привлечь в качестве ответчиков по делу всех участников «Марша миллионов», а в качестве третьих лиц — всех сотрудников, обеспечивавших на нем правопорядок, так как им было вверено имущество. Однако, пробыв около часа в совещательной комнате, судья эту просьбу отклонил, сославшись на отсутствие их паспортных данных и информации об их местожительстве.
После этого он решил отложить процесс на 2 августа, дав возможность повторно вызвать представителя истца и заслушать его позицию. Также повторно вышлют повестку и не явившейся Елене Кохтаревой. Ожидается, что в тот же день суд вынесет решение.
Не лимузин, но все же
Леонид Развозжаев, комментируя Business FM иск, высказал предположение о том, что его подали из-за «общественно-политической активности» осужденных. «Также нужно понимать, что если решение будет вынесено не в нашу пользу и будет создан прецедент, то власти могут попытаться повесить на нас и утрату асфальта на сумму 28 млн рублей, что для нас будет неподъемной суммой. Ее в этой жизни нам невозможно будет выплатить. Мы будем пожизненно должны государству и жить с ограничениями», — сказал оппозиционер. Он заметил, что в уголовном деле фигурировало около десяти различных подразделений МВД, которые якобы понесли какой-то ущерб, и на одном иске дело может не закончиться.
Развозжаев и другие ответчики также не исключают, что с помощью подобных исков правоохранители могут пытаться избежать возврата арестованного или приобщенного к делу в качестве вещдоков имущества фигурантов. Так, по словам Сергея Удальцова, иск МВД появился вскоре после того, как он и Леонид Развозжаев написали ходатайство о возврате им имущества — автомобилей их семей, которые где-то хранятся уже шесть лет. «Например, у меня была конфискована машина. Недорогая, не лимузин — Opel Vectra, но тем не менее. Я живу скромно, для меня это важно. Имею право. Я подал ходатайство, и тут же появляется этот абсолютно противозаконный иск управления на транспорте МВД по ЦФО. Я думаю, следственным органам просто не хочется возвращать нам имущество или они просто уже прогуляли его. Я, конечно, не имею фактов, но подозрение есть», — сказал политик Business FM.
Сроки за участие в «Марше миллионов»
6 мая 2012 года согласованное с властями шествие оппозиции по центру города, прозванное «Маршем миллионов», вылилось в столкновения с полицией. На подходе к Болотной площади, где был запланирован митинг, в стражей порядка полетели пустые бутылки, палки, куски асфальта, дымовые шашки и бутылки с зажигательной смесью. Митингующие распыляли слезоточивый газ из заранее принесенных газовых баллончиков и строили заграждения из мобильных туалетов. Всего было задержано более 400 человек, около 30 из них стали фигурантами уголовных дел.
Мосгорсуд 24 июля 2014 года приговорил Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева к 4,5 года лишения свободы каждого за организацию массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК). 18 августа 2014 года лидер движения «Антифа», член координационного совета оппозиции Алексей Гаскаров и гражданские активисты Илья Гущин и Александр Марголин, а также пенсионерка Елена Кохтарева за участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ) были осуждены на наказания от условного срока до 3,5 года реального заключения. Все уже отбыли наказания.