Владимир Платонов: «Москва — один из первых регионов, который принял свой закон о торгово-промышленной палате»
Президент Московской торгово-промышленной палаты, депутат Мосгордумы Владимир Платонов рассказал Business FM, почему объединяются предприниматели, и как повлиял прошедший в России чемпионат мира по футболу на столичный бизнес
Читать на полной версииЧемпионат мира — это больше, чем просто спортивный праздник. Это еще и народная дипломатия, и, конечно, экономика. По предварительным данными Ростуризма, города, в которых проходили матчи, посетили 5 млн туристов, из них почти 3 млн — иностранцы. Больше половины всего турпотока пришлось на Москву. Чего ожидали столичные предприниматели от чемпионата?
Владимир Платонов: Они ждали, что будет большой приток людей, которые будут пользоваться их услугами. Это и гостиничный бизнес, и размещение для проживания, и питание, и магазины. Все было подготовлено. И я думаю, что обязательно будут подведены итоги, и мы увидим, что больше налогов поступит в бюджет города.
По оценке ВТБ, туристы потратили в ходе чемпионата около 100 млрд рублей. Большая часть пришлась на Москву: порядка 80 млрд. Эти подсчеты основаны на данных эквайринговой сети банка. Городскому бюджету турнир принес около 13 млрд рублей, говорил мэр Сергей Собянин.
В ходе подготовки к чемпионату был модернизирован стадион «Лужники». А как изменилась сама Москва?
В ходе подготовки к чемпионату был модернизирован стадион «Лужники». А как изменилась сама Москва?
Владимир Платонов: Город переделывался — это и проезжие улицы, и активнейшее развитие общественного транспорта, это и развитие такси. Все делалось для москвичей, никто это никуда не уберет. Это остается в городе, это остается для иностранных туристов, которые сейчас узнали правду о том, как здорово в России, как здорово в Москве. И это все остается москвичам.
Отели, рестораны, экскурсии и достопримечательности, общественный транспорт и такси, а также безопасность туристов — все это индустрия гостеприимства. Тема обсуждалась на специальной площадке Московской торгово-промышленной палаты в ходе недавно завершившегося Московского урбанистического форума. Другая дискуссия была посвящена самому бизнесу.
Владимир Платонов: Мы обсуждали с нашими коллегами малое и среднее предпринимательство в крупных городах. И второй круглый стол был — индустрия гостеприимства. Мы поделились опытом, рассказали. Ну и самое главное — люди увидели, как в Москве все это организовано. И мы предложили нашим коллегам участвовать в подписании конвенции, которую мы подготовили. Основная задача конвенции — чтобы члены Торгово-промышленной палаты могли спокойно, через интернет, на той площадке, которую мы вместе создаем, активно общаться со своими коллегами, предпринимателями, заключать сделки, получать необходимую информацию, то есть, ускорить процесс подписания и исполнения договоренностей.
В индустрии гостеприимства работают, как правило, малые и средние предприятия. Столичные предприниматели, занятые в этой области, общие проблемы решают вместе, в Московской торгово-промышленной палате. Для чего объединяются бизнесмены?
Владимир Платонов: Ну, если совсем коротко, хрестоматийно — «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Дело в том, что если просто предприниматель сам по себе, ему нужно решить какую-то проблему, нужно пройти по кабинетам, еще доказать, что вот именно то, что он предлагает, — это нужно, это очень важно. А когда есть объединение, когда есть гильдия — уже вырабатывается не мнение одного предпринимателя из этой отрасли, а консолидированные мнения. Ведь благодаря активному участию в разработке идеи, концепции развития такси в городе за 5 лет мы из бомбил сделали целую армию, 90 тысяч таксистов легально работают в городе Москве, платят налоги, и они проверены, они оказывают ту услугу, которая действительно нужна городу. Это было мнение гильдии таксистов, которые тесно сотрудничали с исполнительной властью, с депутатами Московской городской думы. Мы делаем то, что нужно предпринимателю, в интересах, в первую очередь, конечно, жителей. Как говорит мэр, это город для людей.
Что представляет собой сегодня Московская торгово-промышленная палата?
Владимир Платонов: У нас сейчас 13 гильдий, далее есть комитеты по проблемам, но они тоже работают как гильдии. И еще у нас 40 страновых комиссий — это те, которые работают с конкретными странами или с группами стран. И мы сейчас развиваем экспертные площадки. Торгово-промышленная палата имеет право на экспертную работу, мониторинг законодательства. Ведь лучше экспертов, чем сами предприниматели, работающие в гильдии, нет. Они всегда подскажут, где как что лучше сделать.
Именно в гильдиях появляются многие инициативы, улучшающие бизнес-климат в российской столице.
Владимир Платонов: Гильдии с немецкого если переводить — это цех, то есть люди, которые занимаются каким-то направлением. У нас есть гильдия хлебопеков, у нас есть направление такси. У нас есть огромное количество гильдий, которые занимаются какими-то конкретными делами. И они обсуждают, какие приняты решения властями, как это улучшить, или как нужно менять законодательство. По нашим предложениям была установлена льгота для предприятий, которые имеют движимое имущество. Таких примеров очень много. И все эти идеи, предложения — они, конечно, зарождаются в гильдиях, в объединениях предпринимателей по профессии.
Основная задача таких объединений, как торгово-промышленные палаты, — выстраивать диалог между властью и бизнесом.
Владимир Платонов: Москва — один из первых регионов, который принял свой закон о торгово-промышленной палате. Мы осуществляем мониторинг законодательства, смотрим, как какие-то работают нормы, и выходим с предложениями в Московскую городскую думу по изменению законодательства, тесно сотрудничаем с исполнительной властью. Есть специальный штаб, который возглавляет мэр города, где тоже изучают внимательно все проблемы, с которыми предприниматели обращаются. Это постоянная работа, ее невозможно остановить.
Что в ближайших планах Московской торгово-промышленной палаты?
Владимир Платонов: Мы сейчас создали бизнес-маркет — это электронная площадка для предпринимателей Москвы, она открыта для всех, но члены Торгово-промышленной палаты имеют льготы. Там можно выходить со своими предложениями, изучать чужие предложения, и в рамках B2B обмениваться этой информацией. Мы сейчас предложили сотрудничество Торгово-промышленным палатам Центрального Федерального округа, уже несколько регионов к нам пришли. И вот сейчас мы заявили, подписав эту конвенцию, чтобы к нам присоединялись другие страны, другие торгово-промышленные палаты.