Обновлено в 21:04

Глава МИД России Сергей Лавров и руководитель Генштаба Валерий Герасимов провели переговоры в Иерусалиме и после направились в Берлин. 23 июля они обсудили с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху ход операции на юге Сирии и вопросы безопасности вдоль границ Израиля.

«Была также затронута проблематика палестино-израильского урегулирования в развитие переговоров между президентом России Владимиром Путиным и Биньямином Нетаньяху 11 июля в Москве», — говорится в заявлении МИД.

Тем временем издание Haaretz сообщило, что над сирийско-израильской границей сбит самолет армии Асада. Инцидент произошел вскоре после визита в Израиль глав российского МИД и Генштаба.

Истребитель «Сухой» неназванной модели был сбит двумя ракетами Patriot американского производства. О судьбе пилота не сообщается.

В Израиле сообщили, что их ПВО открыли огонь по сирийскому военному самолету, который наносил удары по позициям запрещенного «Исламского государства» недалеко от Голанских высот. По данным Reuters, накануне Сергей Лавров и Валерий Герасимов предложили израильской стороне план отвода иранских подразделений от границы Голанских высот на 100 километров. Как утверждает агентство, в Тель-Авиве идею отвергли: там требуют полного выхода иранских сил из Сирии.

Однако об определенном прогрессе все же можно говорить, продолжает независимый аналитик из Израиля Александр Этерман:

Александр Этерман независимый аналитик из Израиля «Нетаньяху был недавно в Москве, он беседовал с президентом. Они пытались достичь договоренностей о том, на каких условиях Израиль готов допустить возвращение сирийских войск прямо к своей границе. Израиль смущают не столько сирийские войска, сколько наличие солдат «Хезболлы» и иранских, и иных шиитских добровольцев. Плюс в Израиле есть требование полного военного ухода Ирана из Сирии хотя бы в среднесрочной перспективе. Нетаньяху и Путин не обо всем, мягко говоря, договорились, а в это время уже началось, как вы знаете, российско-сирийское наступление к израильским границам. Поскольку Израиль предупредил, что многие действия, которые сейчас совершаются, для него неприемлемы, было решено провести еще один круг переговоров, чтобы хотя бы на тактическом уровне сейчас не возникло проблем и столкновений. Создается ощущение, что хотя эта тема очень тонкая, очень трудная, очень военная и накладки будут, на самом деле идет это неплохо».

Следующим местом переговоров по Сирии стал Берлин. Туда Лавров и Герасимов прибыли минувшей ночью. Главы российского МИД и Генштаба провели встречу с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и немецким министром иностранных дел Хайко Маасом.

В дипломатических министерствах обеих стран заявили, что обсуждались ситуация в Сирии и на востоке Украины. Правда, стороны комментируют результаты этих переговоров крайне скупо. Что о встрече пишет немецкая пресса, рассказала корреспондент Business FM в Германии Мария Волкова:

«Как пишут в немецкой прессе, Меркель говорила с министром иностранных дел России о том, как можно создать условия для возвращения беженцев в Сирию. Это ее новая инициатива. Сейчас тема мигрантов в Германии стоит очень остро, причем именно в политике: почти все конфликты так или иначе связаны с темой мигрантов. И теперь именно эту тему беженцев канцлер Германии обсуждает не с кем-то в ЕС или Европе, а с Россией. И, по-видимому, учитывая то, что в понедельник Лавров встречался с премьер-министром Израиля Нетаньяху, как подчеркивают в немецкой прессе, Россия будет играть определенную важную роль в этом процессе. Вообще встречу Меркель, Лаврова, Герасимова и главы МИД Германии Хайко Мааса в немецкой прессе назвали неожиданной. Дело в том, что Меркель официально в отпуске — и тут вдруг она встречается с российскими политиками».

Об итогах переговоров в Иерусалиме и Берлине рассуждает востоковед Саид Гафуров:

— Нетаньяху не может это предложение принять официально, согласиться так, чтобы публично. По своим внутриполитическим причинам — у них там и правительство, и конституция, и вообще может там кризис произойти в любой момент правительственный. Поэтому даже если бы он согласился, он бы все равно это публично должен был отрицать. Это понимают все и в Москве, и в Тегеране, и в Вашингтоне в том числе.

— После переговоров в Израиле Лавров и Герасимов направились в Берлин, и там, как пишут, тоже были переговоры относительно сирийского урегулирования. Как-то это связано, на ваш взгляд? Почему, собственно, именно Германия?

— На встрече в Хельсинки между Путиным и Трампом было достигнуто если не соглашение, то взаимопонимание: американцы будут потихоньку уходить из Ирака и Сирии, вообще из региона, но при этом потребуют каких-то своих гарантий. При этом оказалось, что французы и итальянцы, и, прежде всего, их нефтяные компании оказались как бы вне сделки, поэтому они попытались что-то сделать. Но напрямую с ними разговаривать не очень получится у нашей дипломатии, гораздо правильнее пытаться договариваться с Берлином, учитывая его доминирующую роль в ЕС. Потому что нефтяные монополии все-таки транснациональные, и Берлин здесь будет хорошим посредником, мне так кажется.

Российские дипломатические источники сообщают, что следующая остановка Лаврова и Герасимова — Париж, где также будет обсуждаться сирийская тема, передает РИА Новости.

По данным агрегаторов информации о конфликте в Сирии, операция на юго-западе страны подходит к завершению. Проасадовские силы заняли почти все территории провинции Деръа, остаются только несколько мелких анклавов — часть контролируется вооруженной оппозицией, часть запрещенной террористической группировкой «Исламское государство» и ее союзниками.

Кроме Деръа, в Сирии остаются три крупных территории, неподконтрольных президенту страны Башару Асаду. Это протурецкий анклав в Идлибе, курдские регионы на севере страны и окрестности американской базы Ат-Танф на юго-востоке.