Украина сгущает тучи над Азовским морем
Украинский министр грозит российским портам санкциями за якобы блокаду Азовского моря. Можно ли воспринимать эти заявления всерьез?
Читать на полной версииУкраина хочет подвести российские порты под санкции. По словам украинского министра инфраструктуры Владимира Омеляна, Киев уже ведет об этом переговоры с США и Европой. Причина в том, что Россия якобы заблокировала Азовское море, объяснил министр.
В конце марта погранслужба Украины задержала российское судно «Норд» из Крыма и десять членов его экипажа. Приговор по обвинению в нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины грозит капитану судна сроком заключения до пяти лет, а рядовым морякам — денежными штрафами. Дело «Норда» тянется до сих пор, и восемь человек экипажа удерживаются на территории Украины. Встал вопрос, как на это отвечать, говорит профессор НИУ ВШЭ Максим Братерский:
Максим Братерский профессор НИУ ВШЭ «Поскольку дипломатическим путем этот казус разрешить не удалось, в Кремле и парламенте стали обсуждаться способы, что делать. Предлагали всякие радикальные вещи, не буду их перечислять, но было принято решение ничего радикального не делать, но усилить активность кораблей ФСБ и тем самым посылать сигнал Киеву о том, что вести себя подобным образом в отношении российского судоходства не стоит. Собственно, это мы сейчас и наблюдаем. Судя по всему, российские шаги оказались достаточно болезненными».
Пограничное управление ФСБ по Краснодарскому краю 12 мая сообщило, что задержало в Азовском море судно с двумя рыбаками без документов, предположительно граждан Украины. Кроме того, российские катера ФСБ начали последовательно проверять украинские суда.
Конфликты по поводу Керченского пролива между Россией и Украиной случались еще тогда, когда в остальном особых проблем не было. В конце 2003 года возник настоящий кризис: тогда в основе спора было стремление Киева взимать плату за проход по судоходному каналу между Крымом и косой Тузла, который Украина считала своими территориальными водами. В результате перед новым, 2004 годом был заключен Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, и конфликт утих.
Камиль Бекяшев профессор Института государства и права РАН, специалист по международному морскому праву «В этом договоре сказано, что это море является морем двух государств и они должны эксплуатировать его на равноправной основе. Другие страны, а также международные организации, например ЕС, не должны вмешиваться в эту ситуацию. Что касается санкций, они могут быть применены только с согласия Совета Безопасности ООН. Это, например, запрет входа в порт, запрет выгрузки».
Трудно себе представить, что из-за украинских инициатив судну, например, из Новороссийска запретят заходить во французский Марсель и разгружаться — не будут третьи страны идти на столь серьезное обострение из-за очередных проблем в российско-украинских отношениях. Поэтому угрозы украинского министра инфраструктуры вряд ли стоит воспринимать всерьез. Однако факт есть факт: никакой демаркации территориальных вод в обозримом будущем, пока Россия считает Керченский пролив своим, а Украина — своим, ждать не приходится, и истории, подобные задержанию «Норда» или украинских рыбаков, когда из-за геополитики страдают простые работяги, могут случиться вновь.