Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян угрожает России новыми санкциями — на этот раз за Азов. Как он заявил в эфире телеканала «112 Украина», Киев уже ведет соответствующие переговоры с США и европейскими государствами.

По словам министра, речь идет о санкциях в отношении российских черноморских портов. Необходимость таких мер Омелян объяснил тем, что Россия якобы заблокировала Азовское море. Что стоит за этими заявлениями?

Вадим Карасев украинский политолог, директор Института глобальных стратегий«На Украине нет пока, по крайней мере мне неизвестно, что есть консолидированное мнение относительно того, что происходит сейчас в Азовском море. Некоторые высокопоставленные представители Украины заявляли о том, что это не блокировка, это досмотр вполне законный или почти законный украинских судов российскими пограничниками. Поэтому я пока в этом не вижу официального заявления, хотя, возможно, какие-то консультации ведутся. У министра Омеляна очень много всяких проблем, связанных и с авариями на дорогах, и с неустойчивым положением самого правительства и самого министра на фоне ряда скандалов, связанных с его именем. Возможно, это заявление связано с тем, чтобы уйти от ряда проблемных решений и заявлений министерств, связанных с инфраструктурой транспорта на Украине».

В начале мая Госпогранслужба Украины заявила, что Россия начала проводить досмотры и задержания в Азовском море судов, которые следуют в Мариупольский морской порт. Согласно договору 2004 года, Азов — это внутренние воды России и Украины, правда, страны до сих пор их не разграничили.

О том, что Россия может усилить досмотр украинских судов и даже закрыть для них Керченский пролив, сообщалось в апреле, после того как украинские пограничники задержали в Азовском море крымский сейнер «Норд». Видимо, эти действия оказались весьма болезненными для Киева, говорит профессор НИУ ВШЭ Максим Братерский:

Максим Братерский профессор НИУ ВШЭ «Поскольку дипломатическим путем этот казус разрешить не удалось, в Кремле и парламенте стали обсуждаться способы, что делать. Предлагали всякие радикальные вещи, не буду их перечислять, но принято было решение ничего радикального не делать, но усилить активность кораблей ФСБ и тем самым посылать сигнал Киеву о том, что вести себя подобным образом в отношении российского судоходства не стоит. Собственно, это мы сейчас и наблюдаем. Судя по всему, российские шаги оказались достаточно болезненными. Насчет того, что примут какие-то санкции в отношении портов, мне это представить трудно. Что имеется в виду — ввод каких-то военных кораблей дружественных Украине стран и военная блокада российских портов? Это дичь полная, это военные действия. Мне кажется, что мы подходим к моменту, когда надо поговорить и разобраться, потому что Россия, будучи в своем праве, мешать Киеву может бесконечно, и на самом деле никакого нарушения международного права или чего-то, по крайней мере буквы закона, в этом нет».

Задержанный в конце марта крымский сейнер, на борту которого находились десять моряков, отконвоировали в украинский порт. Его капитана Владимира Горбенко обвиняют в нарушении порядка въезда-выезда на оккупированную территорию Украины с целью нанесения вреда интересам страны. 10 апреля его освободили из-под стражи под залог.

Позднее капитана уведомили о подозрении в совершении еще одного преступления — незаконного занятия рыбным промыслом. На время досудебного следствия Горбенко находится у родственников в Запорожской области Украины. Украинский омбудсмен попросил Петра Порошенко рассмотреть вопрос об обмене украинских рыбаков, задержанных в мае, на членов экипажа керченского «Норда».