Дело о ДТП на «Славянском бульваре». Что скажет водитель?
Под колесами автобуса, которым управлял Виктор Тихонов, погибли четыре человека. В суде он не признал вину. Тихонов даст показания 20 августа, изложив свою версию событий
Читать на полной версииДорогомиловский суд Москвы 19 июля приступил к рассмотрению уголовного дела 58-летнего Виктора Тихонова — водителя автобуса, под колесами которого 25 декабря 2017 года в переходе у метро «Славянский бульвар» погибли четыре человека и еще десять пострадали. По версии следствия, подсудимый перепутал педаль тормоза с газом и, растерявшись, не принял мер к экстренному торможению. Водитель вину не признал и изъявил желание первым дать показания.
Заседание в суде началось с опозданием почти на час. Находящийся под домашним арестом Виктор Тихонов был не рад вниманию прессы. Когда в зал для съемки запустили телеоператоров, он словно сжался в комок, но прятать лица не стал. Зал был забит до отказа, и мест хватило не всем. Примерно десяти журналистам пришлось стоять. Остальные разместились на скамьях вместе с юристами потерпевших.
Иски потерпевших
Однако прежде чем прокурор начал зачитывать обвинительное заключение, трое потерпевших попытались заявить иски о возмещении морального вреда. Так, Геннадий и Алла Михайловы, потерявшие в ДТП дочь Елену, оценили свои страдания в 40 млн рублей, настаивая на выплате 20 млн каждому. А Ирина Бузинова, чья дочь Алла, ученица 11-го класса, серьезно пострадала, просила о выплате 400 тысяч рублей.
В иске последней говорилось, что девочка получила тяжелые травмы, долго лечилась, стала замкнутой и раздражительной, была вынуждена пропустить «развлекательную часть выпускного вечера» и теперь из-за травм «с большой вероятностью не сможет поступить на бюджетную форму обучения».
Однако эти иски судья не принял, решив, что они поданы с нарушениями. Он пояснил, что в первом случае мать погибшей не была признана по делу потерпевшей, а иск был написан обоими супругами, во втором же случае заявители не приготовили копии искового заявления для всех участников процесса. До этого, как сообщала Business FM, шестеро потерпевших в ходе следствия предъявили иски к владельцу транспортного средства Одинцовскому автобусному парку и его головной организации ГУП МО «Мострансавто» на сумму более 22 млн рублей.
Когда прокурор наконец приступил к оглашению обвинительного заключения, слушать его смогли не все. В момент, когда гособвинитель стал перечислять травмы, которые получили люди, потерпевшей Лысенко стало плохо, и она вышла из зала. Она так и не нашла в себе силы остаться до конца слушания, и судья Антон Толстой ее отпустил.
В чем обвиняют Виктора Тихонова
По версии обвинения, 25 декабря 2017 года Виктор Тихонов, сидевший за рулем ЛиАЗа, совершил ДТП, в результате которого погибли четыре пешехода, еще двое получили тяжелые травмы, а не менее восьми — другие различные повреждения. «Проявляя преступную небрежность и игнорируя свои обязанности, действуя небезопасно по отношению к другим участникам дорожного движения, Виктор Тихонов потерял контроль за дорожной обстановкой и движением транспортного средства. В результате он ошибочно надавил на педаль управления подачей топлива, за которым последовал резкий разгон скорости автобуса до не менее 23 километров в час», — сказал гособвинитель.
Он отметил, что после этого Тихонов выехал с проезжей части на тротуар и не принял «своевременных и действенных мер» к остановке автобуса. «Тихонов не использовал работоспособные рабочий и стояночный тормоза, иные имевшиеся в его распоряжении технические возможности торможения, в том числе вспомогательную тормозную систему, не выключил замок зажигания и не задействовал аварийный выключатель», — гласило обвинение.
В итоге бездействие водителя привело к тому, что автобус столкнулся со стеной подземного пешеходного перехода станции метро «Славянский бульвар», после чего съехал по ступеням вниз, подмяв под себя прохожих. «Таким образом, подсудимый совершил преступление, предусмотренное ч. 5-й ст. 264 УК РФ, то есть нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», — завершил выступление гособвинитель.
Выслушав его, подсудимый сообщил, что обвинение ему понятно, но вину он не признает. Было видно, что фигурант с трудом сдерживает эмоции и хочет поскорее изложить свою версию. На вопрос судьи о том, когда он готов дать показания, Виктор Тихонов сказал: «Хоть сейчас».
Но к этому оказался не готов прокурор, который попросил время для подготовки к допросу подсудимого. И хотя Тихонов и его защитник возражали, судья все же пошел навстречу гособвинителю и отложил слушание на 20 августа.
«Взбесившийся» автобус
Перед этим по поводу обвинения высказался защитник фигуранта Равиль Саберов. Он заявил, что дело было расследовано с грубейшим нарушением права на защиту. Так, по его словам, защиту не допустили на осмотр автобуса, который проводился «заинтересованными лицами» — работниками Одинцовского парка, а также завода-производителя. «Я считаю, что дело следует вернуть прокурору, который должен решить вопрос о нарушении права на защиту и проведения дополнительных следственных действий», — заявил адвокат.
По мнению Саберова, судебный процесс над Тихоновым может занять около двух месяцев, если суд не назначит дополнительных экспертиз. Об их проведении защита просила еще на следствии, но все ходатайства по этому поводу были отклонены. «Мой подзащитный категорически не согласен с обвинением. Оно содержит ссылки на нарушения таких пунктов Правил дорожного движения, которые не имеют прямого отношения к данному делу. Наезд на пешеходов был совершен в связи с технической неисправностью, которую нам не позволили выявить. Так, следователи даже частично не разобрали двигатель, что бы позволило понять, было моторное масло во впускном тракте или нет. Мой подзащитный сразу же после аварии заявил, что автобус просто «взбесился», но водителя-профессионала, который был в здравом уме, никто не слушал. Надеюсь, что суд в этом деле разберется», — сказал Равиль Саберов.
После того как 20 августа Виктор Тихонов даст показания в суде, начнется допрос потерпевших, затем обвинение представит письменные доказательства, и только потом доказательства начнет представлять защита.