Требования ФСБ подстегнут цены на рыбу?
Погранслужба ФСБ запретила рыбодобывающим компаниям перевозить товар при помощи иностранных судов. Представители Всероссийской ассоциации рыбопромышленников считают, что это может привести к росту цен
Читать на полной версииПограничная служба ФСБ запретила рыбодобывающим компаниям использовать для перевозки продукции иностранные суда. Во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников предупредили, что это может привести к существенному подорожанию рыбы в России, сообщает «Коммерсантъ».
Дополнительные затраты отрасли из-за новых требований ФСБ в ассоциации оценили в 12 млрд рублей в год. Только в Северном бассейне — это Баренцево, Белое море и Онежское озеро с бассейнами впадающих в них рек — на принадлежащий иностранцам транспорт приходится около 70% флота. Даже сейчас есть дефицит судов для перевозки продукции, поскольку старые суда списываются, а новые не строятся.
Закон о рыболовстве был принят еще в 2004 году, в него вносили много поправок, однако нынешняя проблема в нем оказалась не отражена. Сейчас проблема встала в полный рост, поэтому начнут принимать срочные меры, считает исполнительный директор Рыбной ассоциации Александр Фомин.
Александр Фомин исполнительный директор Рыбной ассоциации «Проблема возникла из-за разночтений закона. Причем они были уже довольно давно. Пограничные органы неоднократно на это обращали внимание, но поправки так и не были приняты. В конце концов, это вылилось в такое предупреждение. Действительно, проблема широкомасштабная, и дело не только в Северном бассейне. В Северном бассейне что — максимум 25% добывается. Основное — это, конечно, Дальний Восток, где 70% рыбы вылавливается, и там ситуация аналогичная. То есть немногие компании имеют собственный транспортный флот. Как правило, фрахтуют иностранный. Соответственно, если эта мера будет воплощаться, будет вообще коллапс, потому что эти вопросы не решишь и за год, и за два, и за три. Нужно построить суда, нужны инвестиции. Но мало того, что удорожание цен на рыбу — это, как говорится, последний этап. Дело в том, что вся логистика поставок будет нарушена. Раз рыбу некуда сбывать и нечем отвозить, то и промысел может быть остановлен. Последствия будут очень сильные. Поэтому надеемся, что потрясений не будет. Сейчас на уровне правительства проведут какие-то соглашательные, совещательные мероприятия, дадут срочные поручения. Скорее всего, будет какая-то опять отсрочка по введению этой нормы, требований пограничников. В быстром порядке примут поправки в закон, и проблема будет по существу решена».
Исключение иностранных судов из цепочки перевозки не грозит рыбодобытчикам колоссальными убытками, остановки промысла и порчи продукции не будет — так прокомментировал ситуацию председатель одной из крупнейших добывающих компаний Камчатки рыболовецкого колхоза имени Ленина Сергей Тарусов:
— Я думаю, российские судовладельцы, которые имеют такие суда, справятся с такой задачей.
— То есть последствий серьезных...
— Для предприятий — нет, не будет ничего.
— Может ли подорожать рыба?
— Нет, нет, абсолютно. Я не думаю, что это возможно. Это нереально. Я просто не вижу никакой угрозы для нашего предприятия сейчас. Наша компания справится без них. Мы найдем российских партнеров, мы работаем с российскими партнерами. Нас эта ситуация, честно говоря, не беспокоит.
В ФСБ не ответили на запрос «Коммерсанта». В Росрыболовстве заявили, что проблема обсуждалась на заседании межведомственной рабочей группы с Пограничной службой ФСБ России. Участники договорились «проработать вопрос».