Старания Путина и Трампа душат в зародыше. Комментарий Георгия Бовта
Едва закончилась пресс-конференция президентов в Хельсинки, как стало известно о задержании Марии Бутиной, которую обвинили в незаконном лоббировании российских интересов в США. А в конгрессе уже заговорили о новых санкциях
Читать на полной версииАмериканская пресса продолжает обсуждать европейское турне Дональда Трампа и особенно его переговоры с Владимиром Путиным и их совместную пресс-конференцию в Хельсинки. Заголовки в духе «Открытая измена» и «Трамп — пудель Путина» отражают общую атмосферу.
Пытаясь ответить своим критикам, американский президент написал в Twitter: «У меня была отличная встреча в НАТО, где удалось собрать много денег, но встреча с Владимиром Путиным из России прошла еще лучше». И продолжил: «К сожалению, это не подается в прессе таким образом. Фейковые новости сходят с ума».
А вечером 17 июля Трамп заявил, что оговорился на пресс-конференции с Путиным по поводу вмешательства в выборы. «В одном из ключевых заявлений я сказал слова «стала бы» вместо «не стала бы». Я хотел сказать, что не вижу причин, по которым Россия не стала бы вмешиваться», — сказал Трамп в ходе встречи в Белом доме.
Кроме того, едва закончилась пресс-конференция президентов в столице Финляндии, как была распространена новость об аресте общественной активистки, основательницы и многолетней главы российской организации «Право на оружие» Марии Бутиной, которая недавно закончила обучение по магистерской программе Университета Вашингтона. Ее обвинили в незаконном лоббировании российских интересов — то есть без соответствующей регистрации в Минюсте США. Пресса подает это как очередной пример «вмешательства России в выборы в США».
Спикер палаты представителей конгресса республиканец Пол Райан уже заявил, что «будет более чем счастлив рассмотреть вопрос о новых санкциях против России». Как это скажется на перспективах российско-американских отношений? Об этом в комментарии Георгия Бовта.
Спикер нижней палаты конгресса Пол Райан не первый раз призывает к ужесточению санкций против России. Теперь он сделал это на следующий день после саммита в Хельсинки, напомнив, что тема «вмешательства русских в выборы» остается идефиксом американского истеблишмента. Поэтому якобы мягкость Трампа с Путиным вызывает истерику.
В сенате второй по старшинству республиканец Джон Корнин также призвал к новым санкциям, а лидер демократов в верхней палате Чак Шумер призвал созвать слушания и вызвать на них госсекретаря Майка Помпео и советника по нацбезопасности Джона Болтона, чтобы те доложили, о чем Путин и Трамп говорили с глазу на глаз.
Другим примером того, сколь сильны желания задушить в зародыше все, о чем пытались договориться в Хельсинки два президента, стал арест российской гражданской активистки Марии Бутиной. Вот уж действительно нашли врага Америки. Бутина была тем иностранным гостем на предвыборном конвенте республиканцев, кто задал Трампу вопрос о его отношении к Путину. Тот тогда впервые сказал публично, что сможет с ним поладить. Теперь это оказывается уголовным преступлением — поскольку «вмешательство».
Годом ранее Бутина в качестве главы НКО «Право на оружие» содействовала визиту в Москву делегации влиятельной американской Национальной стрелковой ассоциации (National Rifle Association). Ее иностранным членом был тогда сенатор, а сейчас зампред ЦБ Александр Торшин, помощником которого Бутина работала.
Американская пресса и эту историю раздула до размеров еще одного преступления. Якобы Торшин через NRA финансировал избирательную кампанию Трампа, при том что ассоциация тратит на пиар миллиарды долларов, а на избирательные кампании других республиканских конгрессменов и сенаторов выделила сотни миллионов. Теперь и это подается как преступление.
Преступлением также были, оказывается, неформальные контакты с представителями истеблишмента из числа тех же республиканцев и разговоры с ними на темы улучшения российско-американских отношений.
Еще одним преступлением были попытки пригласить российских политиков на так называемый молитвенный завтрак с Трампом в феврале 2017 года. Но тогда и участие Ксении Собчак, кандидата в президенты России, в таком же молитвенном завтраке уже в феврале 2018 года — тоже преступление? Если это не маккартизм, то что же тогда считать маккартизмом и «охотой на ведьм»? Нам ясно дают понять: увидишь американца — ни в коем случае не говори с ним о политике, а лучше вообще молчи: это может быть преступлением и вмешательством в дела Америки.
На общем истеричном фоне трезвомысляще прозвучал голос известного правоконсервативного публициста Патрика Бьюкенена, ответившего бывшему главе ЦРУ Джону Бреннану, который обвинил Трампа в государственной измене в Хельсинки. Бьюкенен поддержал идею президента о том, что скверные отношения с Россией — это результат глупости американской политической элиты. «НАТО устарело, — пишет он. — Европейские союзники пользуются американской обороной, имея огромный профицит в торговле с нами за наш же счет. Эти дни кончились… И второй «холодной войны» не будет. Мы не собираемся одобрять аннексию Крыма и помогать пророссийским повстанцам на Украине… Но мы собираемся говорить о сокращении вооружений и решать наши разногласия путем переговоров, как делали Горбачев и Рейган».
Некоторые хотели бы, продолжает Бьюкенен, чтобы Трамп повел себя, как Хрущев, который сорвал саммит в Париже в мае 1960 года с Эйзенхауэром, после того как тот отказался извиняться за отправку самолета-шпиона U-2, который был сбит накануне над Уралом. Некоторые медиа и сейчас хотели бы только конфронтации, пишет публицист. А отвечая Бреннану, цитирует одного из отцов — основателей США Патрика Генри, призвавшего к слому старых порядков: «Если это измена, то надо сделать ее максимальной». Впрочем, пока информационная истерика рискует вылиться в новый закон об антироссийских санкциях — в преддверии промежуточных выборов в конгресс в ноябре.
Да и другие союзники США уже готовы встать в единый строй. Так, Франция ровно в день отъезда президента Эммануэля Макрона из Москвы после финального матча чемпионата по футболу демонстративно закрыла свое торгпредство. Так что футбольные игры закончилась — начинаются жесткие игры в американский футбол.