Кому доверяет Трамп? Главные заявления саммита в Хельсинки
Слова президента США на пресс-конференции после встречи с Владимиром Путиным возмутили американский истеблишмент. А по словам Сергея Лаврова, саммит прошел «лучше чем супер»
Читать на полной версииВладимир Путин и Дональд Трамп дали пресс-конференцию по итогам встречи тет-а-тет. Российский лидер признал, что хотел победы Трампа и что частные лица могли вмешиваться в американские выборы. А президента США уже обвинили в государственной измене.
Трамп задал тон саммиту еще до его начала — своими утренними твитами из гольф-клуба в Шотландии. Сирия, Украина, ядерное оружие и другие темы не упоминались — только российское вмешательство.
Вместо того чтобы закрыться от критики, например, обещанием поставить вопрос ребром перед Путиным, Трамп пошел в атаку — не на Кремль, а на американский истеблишмент. Глава Белого дома фактически обвинил в ухудшении российско-американских отношений исключительно демократов и прессу. В итоге российское вмешательство стало лейтмотивом всего саммита.
Программные заявления президентов были почти симметричные, их можно вносить в учебники по написанию примирительных речей: все непросто, но вместе воевали во Второй мировой и есть надежда на светлое будущее. А вот когда микрофон попал к журналистам, на лидеров обрушился едва ли не шквал вопросов о потенциальных связях, подозрениях, компромате, вмешательстве и прочих сторонах «Рашагейта».
И Трамп, и Путин сделали общие заявления о том, что обсудили тему, но на прямой вопрос о том, кому он больше доверяет — разведке или Путину — президент США сказал фразу, которая рискует остаться главным итогом саммита. Заголовок даже на принципиально нейтральной ВВС: «Трамп встал на сторону России против ФБР».
Америка стоит на ушах. Экс-директор ЦРУ Джон Бреннан уже обвинил Трампа в госизмене. Сразу несколько республиканских сенаторов назвали ответ «позорным». О реакции демократов можно даже не говорить.
В той же реплике Трамп попытался перевести внимание с расследования Роберта Мюллера на электронную почту Хиллари Клинтон и историю с сервером Демократической партии. Но если разворот мог бы привлечь правые американские медиа, международные журналисты продолжили спрашивать о вмешательстве. В какой-то момент могло даже сложиться впечатление, что российский президент попытался прикрыть Трампа от его же реплик, подчеркнув, что его не удивит, если какие-то россияне вмешивались в выборы в частном порядке.
Помимо прочего, Путин сделал США конкретное предложение по дальнейшему расследованию потенциального вмешательства — пригласил в Россию представителей команды Мюллера, чтобы провести допросы подозреваемых. Но при одном условии: если российские следователи поедут в США допрашивать тех, кого в чем-то подозревает Москва — например, Уильяма Браудера.
Даже российские наблюдатели едва ли не в один голос говорят, что такой вариант маловероятен: в нынешней политической ситуации любые движения Трампа в этом направлении будут подняты на смех. В итоге конференция завершилась настолько гротескным вопросом о наличии у Путина компромата на Трампа, что российский президент не смог сдержать смех:
«Я слышал об этом: якобы мы собирали компромат на господина Трампа, когда он приезжал в Москву. Уважаемый коллега, когда господин Трамп приезжал в Москву, я даже не знал, что он там находится. Выбросьте, пожалуйста, эту шелуху из головы».
Все остальные ключевые направления российско-американских отношений были затронуты довольно поверхностно. По сирийскому кризису было сделано обтекаемое заявление о безопасности Израиля и о том, что мяч в Сирии теперь на стороне США. По «Северному потоку — 2» Трамп обещал конкурировать с Россией за европейского покупателя, а Путин заверил, что намерен сохранить транзит через Украину. По украинскому кризису было зафиксировано неразрешимое противоречие: Россия считает присоединение законным, США — нет. Аналогично по иранской ядерной сделке. По корейской проблематике — тоже без конкретики.
Хотя что именно Путин и Трамп более двух часов обсуждали за закрытыми дверями, никто, конечно, не знает. Например, по словам Сергея Лаврова, саммит прошел «лучше чем супер».