«Люблю, когда весело». Участница Pussy Riot в суде поведала о «карнавале» и «магии грозы»
«Я борюсь с произволом и с тем, что Россия — для грустных. А я очень люблю, когда карнавал», — так объяснила свой поступок в «Лужниках» одна из участниц панк-группы Вероника Никульшина. Она и трое ее соратников получили по 15 суток ареста
Читать на полной версииХамовнический суд Москвы назначил по 15 суток ареста четырем участникам панк-группы Pussy Riot, выбежавшим на футбольное поле во время финальной игры на чемпионате мира по футболу в «Лужниках». Также им запрещено в течение трех лет посещать официальные спортивные мероприятия. Все четверо были признаны виновными в грубом нарушении правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, которое повлекло за собой приостановление мероприятия (ч. 3 ст. 20.31 КоАП).
В зале суда фигуранты играли на публику, постоянно улыбались и были явно рады вниманию прессы, которая на несколько лет забыла о скандальной группе.
Кордоны на подходе к суду
К рассмотрению административных дел частников группы Pussy Riot полиция подготовилась заранее. На подступах к зданию Хамовнического суда в 7-м Ростовском переулке установили металлические заграждения. Сотрудники полиции интересовались у прохожих, «по какому вопросу» они направляются в сторону суда. Напротив же входа в здание стояли полицейские автобусы и один КамАЗ с решетками.
Однако ожидания стражей порядка не оправдались: никого кроме прессы участь четверки не интересовала. Зато из-за чрезмерной бдительности правоохранителей несколько представителей ведущих СМИ не попали на первый процесс. Он стартовал около шести вечера.
Доставленная в зал суда 21-летняя студентка Плехановской академии и по совместительству модель Вероника Никульшина наслаждалась дебютом. Она призналась, что это ее первое участие в подобной акции и она ратует за «свободу, равенство и любовь». Но вот будет ли она участвовать в дальнейших акциях, пока не определилась. «Я буду продолжать бороться, но пока не знаю как — в этом ключе или не в этом ключе», — призналась она.
Репортеры, не совсем уловившие, о какой борьбе идет речь, удивились — и тут же получили неожиданное объяснение. «Я борюсь с произволом и с тем, что Россия — для грустных. А я очень люблю, когда карнавал. Представляете, сейчас все уедут, и будет грустно, карнавал закончится, — опечалилась Никульшина окончанию футбольных баталий. — А я так не хочу, я люблю, когда весело, когда вечеринки».
При этом девушка сильно радовалась, что ей удалось «дать пять» нападающему французской сборной Килиану Мбаппе и тот не был против. «Он прекрасный. Я очень рада, что его реакция была такой. Он не особенно рад был делать это в тот момент. Но он все равно замечательно прокоммуницировал, встретился со мной глазами. И, я думаю, что принесла удачу этой команде», — сделала вывод задержанная.
«Борьба» за свободу политзаключенных
На вопрос же о том, как участникам группы удалось проникнуть на стадион, она кокетливо умолчала. «Не скажу. Нам помогла магия, нам помогла гроза. Это вообще удивительное явление природы, которое помогает всякому волшебству случаться», — демонстрировала романтический настрой Никульшина.
От том, что президент России будет на стадионе, участники акции, конечно, знали, но их не интересовало, где именно он сидел, сказала девушка. Лишь в самом конце заседания Никульшина приняла серьезный вид, заверив, что, бегая по полю в «Лужниках», она боролась за освобождение политзаключенных.
Слушание по административному делу прошло стремительно. Согласно озвученным в суде материалам, 15 июля 2018 года примерно в 19:10 четыре участника панк-группы Pussy Riot, дабы привлечь общественное внимание к своей акции под названием «Милиционер вступает в игру», направленной против нарушений прав человека в России, выбежали на футбольное поле во время матча между сборными Хорватии и Франции в «Лужниках». При этом Вероника Никульшина, Ольга Курачева, Ольга Пахтусова и Петр Верзилов (последний также известен как муж Надежды Толоконниковой из первого состава Pussy Riot и лидер арт-группы «Война») были одеты в «форменное обмундирование сотрудников полиции со знаками различия».
По данным СМИ, чтобы попасть на стадион, им пришлось купить паспорта болельщиков. Переоделись же в форму они уже на месте, в туалетах стадиона либо в подсобных помещениях. «Их действия повлекли приостановление игр на срок около двух минут», — говорилось в деле.
Все четыре заседания прошли по одному сценарию. Адвокату участников акции Николаю Васильеву приходилось лишь переходить из зала судьи Андрея Лутова в зал судьи Дианы Мищенко, которые находились на одном этаже.
Девушка с розовыми волосами
Васильев утверждал, что при задержании были грубо нарушены права фигурантов: полиция неверно указала время правонарушения, протоколы в отношении задержанных составили в отсутствие адвоката, которого допустили к ним лишь через 15 часов, а объяснения фигурантов вообще не приобщили к материалам дела. Собранными же доказательствами полиция, по мнению защитника, не доказала факт приостановления игры.
Васильев просил вызвать в суд охранника, задерживавшего активистов, сотрудников полиции, составлявших протокол, а также провести процесс с участием прокурора, чтобы обеспечить «состязательность сторон». Но судьи все ходатайства отклонили.
Когда слушали дело Ольги Курачевой, та посетовала на то, что стражи порядка в одном месте неверно указали ее фамилию и возраст. «Мне 31 год, а не 20-26. У меня точно не темные волосы, а розовые. Я не оказывала никакого сопротивления, я не толкалась и не пиналась. Поэтому я думаю, что девушка, которая описана в деле, просто не я», — сказала задержанная с улыбкой. При этом было известно, что свои яркие волосы она прятала под париком.
Перед процессом Курачева также дала интервью, рассказав, как все волновались перед акцией. «Это же класс. Я тогда немножко волновалась, что у нас ничего не получится. Все волновались, но у нас все получилось, и это здорово», — радовалась она.
То, что активисты помешали игре спортсменов, готовившихся к игре много лет, ее абсолютно не смущало, ведь те, по ее словам, играли под эгидой FIFА. «FIFA ведет, к сожалению, нечестные игры и дружит с главами государств, в которых происходят репрессии и нарушаются права человека», — была непримирима задержанная. Она заверила, что никто из ее друзей также не сопротивлялся при задержании.
Однако судьи не поверили фигурантам и назначили всем по 15 суток административного ареста. Также в течение трех лет им запретили посещать официальные спортивные соревнования.
Второе дело
Николай Васильев заявил, что не согласен с решениями судей и будет обжаловать их в Мосгорсуде в апелляции. Скоро его клиентов ждет еще одно административное разбирательство — на этот раз по ч. 1 ст. 17.12. КоАП (незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов). Она арест не предусматривает. По ней участникам Pussy Riot грозит штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей с конфискацией формы. Вероятно, ее уже забрали — в суде все были в своей одежде.
Дела переданы судье 364-го мирового участка Хамовнического района. Скорее всего, их рассмотрят уже после того, как фигуранты отбудут первое наказание. Их аресты начали исчисляться с вечера 15 июля.
Впервые группа Pussy Riot громко заявила о себе в 2012 году, когда устроила так называемый панк-молебен в храме Христа Спасителя. Действия трех фигуранток вызвали неоднозначную реакцию общественности. За хулиганство (ч. 2 ст. 213 УК РФ) Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич получили по два года лишения свободы. Впоследствии Мосгорсуд заменил Самуцевич наказание условным сроком.