Сигналы «Мегафона». Зачем оператор уходит с Лондонской биржи?
Основной причиной называют новую цифровую стратегию с большими рисками и связями с госкомпаниями. Какой сигнал это может давать инвесторам?
Читать на полной версии«Мегафон» уйдет с Лондонской биржи. Выкуп бумаг у миноритариев обойдется компании более чем в миллиард долларов. Кроме того, оператор обсуждает и уход с московской площадки.
«Мегафон» вышел на Лондонскую биржу в 2012 году. Тогда IPO было одним из самых модных слов: все хотели где-нибудь разместиться, особенно на Западе. Прозрачность, привлечение иностранных денег, выход на новый международный уровень, глобальность. Шесть лет спустя все это уже не кажется таким однозначным.
Владелец сотовой компании Алишер Усманов не попал под новые санкции США, но он, как и другие участники российского списка Forbes, в зоне риска. Партнер «Мегафона» и его миноритарий — государственный «Ростех». Есть версия, согласно которой решение может быть связано с возможными санкциями либо против самой компании, либо против ее акционеров.
Да и прозрачность в нынешние времена из козыря превращается в недостаток: не стоит публиковать информацию, которую может использовать Минфин США. Хотя, справедливости ради, уж он-то, если захочет, найдет повод для наказания.
Заодно «Мегафон» обсуждает и делистинг с Московской биржи. Независимый аналитик Дмитрий Степанов сомневается:
Дмитрий Степанов независимый аналитик «Компания все-таки ориентирована на местный рынок, и на этом рынке такая большая концентрация свободных денег, что пытаться занимать на внешних рынках деньги нет никакого смысла. На территории России все кредиторы с удовольствием дадут деньги такой компании. Но мне кажется, что в Москве вряд ли компания пойдет на делистинг. На российских площадках торги продолжатся, чтобы была примерная оценка стоимости компании. Это будет позволять получать недорогие кредиты».
«Мегафон» намерен выкупить свои акции и депозитарные расписки с Лондонской биржи с премией в 8%. Это будет стоить больше миллиарда долларов. Но если вспомнить, шесть лет назад компания привлекла на этой площадке 1,7 млрд долларов. С тех пор бумаги оператора подешевели более чем в два раза.
Деньги на обратный выкуп компании, вероятно, даст один из ее акционеров — Газпромбанк. Точнее, не самому «Мегафону», а его кипрской «дочке», на которой и будет числиться этот долг. С чем связан делистинг, рассуждает гендиректор инвестпартнерства «Ван Дер Блэк» Станислав Машагин:
В самом «Мегафоне» заявили, что статус публичной компании теперь не приоритет. Год назад оператор принял новую цифровую стратегию, пытался объяснить ее своим миноритариям, но они не поняли. А эта стратегия предполагает рисковые сделки, экспериментальные партнерства. На это понадобятся деньги, и их можно найти, сэкономив на дивидендах для миноритариев.
Кстати, средства нужны и для выполнения закона Яровой, а он и стал одной из причин падения бумаг компании в Лондоне. Источник «Коммерсанта» для понимания сравнил с американской Dell, которая пять лет назад ушла с Nasdaq. Тогда основатель производителя компьютеров Майкл Делл заявил, что теперь ему придется договариваться только с самим собой, а не с внешними акционерами, которые могут давить на компанию. У публичной Dell прибыль падала, у непубличной она растет. У публичного «Мегафона» последние годы тоже прибыль падала, так что почему бы и нет.
На фоне новостей о делистинге с Лондонской биржи акции «Мегафона» на московской площадке выросли почти на 16% к концу дня.