«Закон Яровой» на деле: «Безумная инициатива, ведущая в никуда»
Эксперты твердят в один голос: новые требования исполнить невозможно. Либо разориться, потратив на это сумму, равноценную стоимости компании. Что будут делать операторы, интернет-компании и соцсети?
Читать на полной версии«Закон Яровой» пока не работает. Операторы не могут выполнять требования, вступившие в силу на днях. Об этом сообщил «Коммерсант». Проблема связана с оборудованием. Впрочем, участники рынка говорят, что дело не только в технике.
И опять сработала старая поговорка про компенсацию строгости законов. С 1 июля операторы связи обязаны полгода хранить переговоры и переписку абонентов. Но поскольку это все в интересах государственной безопасности, абы как хранить нельзя.
Нужно сертифицированное оборудование. А протестировать его может только один центр при НИИ связи. Но он из-за бюрократических процедур делать этого пока не может. Если операторы купят несертифицированное оборудование и начнут хранить данные на нем, за это могут наказать. А, главное, они впустую потратят большие деньги.
Делать это «в трезвом уме и твердой памяти» никто не будет, процитировал «Коммерсант» одного из участников рынка. И в итоге закон вроде вступил в силу, но его не исполняют, потому что законной возможности для этого нет. Конечно, рано или поздно технику сертифицируют, но дело в другом, говорит руководитель компании Wooden Shark Дмитрий Гориловский.
Дмитрий Гориловский руководитель компании Wooden Shark «Там даже вопрос не столько с оборудованием, сколько вообще в маловыполнимости требований и отсутствии какого-то здравого смысла. Миллион способов абсолютно легально скрыть вообще всю переписку, и, видимо, так и будет делаться. Безумная инициатива, на которую вкапываются гигантские деньги потенциально, ведущая в никуда. От туберкулеза в России умирают на три-четыре порядка больше людей, чем от действия, на которое мы два года планируем потратить триллион рублей. Может быть, с туберкулезом стоит бороться?».
«Пакет Яровой» приняли два года назад. Некоторые поправки вроде «недоносительства» уже работают. Но пункт о «хранении данных» сразу же перенесли на середину 2018 года. И все это время власти думали, как его нужно правильно исполнять. А телеком-рынок считал, сколько денег на это потребуется.
Сначала назывались суммы в триллионы рублей — и это только затраты большой тройки, а ведь есть и другие операторы. Более мелкие игроки говорили о сотнях миллионов, но такая сумма сопоставима со стоимостью компании.
Потом закон смягчили и перенесли самое жесткое требование — хранить видео — на октябрь. Но и с послаблениями затраты ведущих операторов — это сотни миллиардов за несколько лет. Не проще ли было сначала все продумать, замечает гендиректор аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков.
Правительство разъяснило операторам связи, как им нужно исполнять закон, лишь в апреле. А интернет-компаниям — за три дня до вступления поправок в силу. Причем, если первых обязали хранить интернет-трафик в течение месяца, то последних — полгода. А к таким компаниям, например, относятся «Яндекс» с его «Яндекс-диском», куда люди загружают гигантские объемы фотографий и видео.
Mail.Ru Group с его «Одноклассниками» и «ВКонтакте», где тоже хранится массив пользовательского контента. Кстати, операторы берут за свои услуги деньги, и, чтобы выполнить «закон Яровой», могут поднять цены на связь и интернет, что, кстати, уже и происходит. А, например, у соцсетей такой возможности нет, они бесплатные. И как все это будет исполняться и работать, непонятно. Хотя нынешняя репетиция один ответ дала: никак.