У банка «Советский» отозвали лицензию. На что это повлияет?
Проблемы у кредитной организации начались почти три года назад. Его пытались санировать, а в феврале ЦБ собирался заняться оздоровлением «Советского» по новой схеме
Читать на полной версииЦБ впервые лишил лицензии банк, санировавшийся через новый механизм. Это петербургский банк «Советский», который входит в топ-200 по размеру активов: он занимает 111-е место.
«Советский» проходил процедуру санации с октября 2015 года. Первоначально этим занимался банк «Российский капитал», затем Татфондбанк, который сам через год лишился лицензии. Тогда ЦБ возложил задачи временной администрации по управлению «Советским» на Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
В феврале Центробанк утвердил план санации банка «Советский» через Фонд консолидации банковского сектора. Решение по «Советскому» принято в связи со снижением размера собственных средств банка ниже минимального значения уставного капитала, сообщается на сайте регулятора.
Business FM обсудила это с начальником аналитического управления Банка корпоративного финансирования (БКФ) Максимом Осадчим. С ним беседовал Игорь Ломакин.
— Что же произошло? «Советский» был четвертым банком, который пытались провести через Фонд консолидации банковского сектора, и что-то пошло не так. А ведь еще в феврале появился документ под названием «о мерах по недопущению банкротства «Советского». Что случилось за полгода?
— Не удалось эту огромную дыру в капитале банка зашить, она составила на 1 июня 39,1 млрд рублей. Собственные средства капитала банка «Советский» на 1 июня составили минус 40,8 млрд рублей. После криминального вывода активов, после того, как повозились с банком четыре няньки, в общем-то, нечего было спасать. У банка ведь было четыре санатора, он санировался с октября 2015 года по март 2016-го «Российским капиталом», потом с марта 2016 года и Татфондбанком, потом у Татфондбанка, как вы знаете, начались неприятности, и 15 декабря 2016-го была введена временная администрация, и вот 20 февраля 2017 года санатором банка «Советский» стало АСВ. Но и тут незадача: не удалось ничего доброго сделать с банком. Убыток банка за 2017 год составил 10,7 млрд рублей, и пришлось передать его в Фонд консолидации банковского сектора. Ну и тут, в общем, ничего не вышло. Это, конечно, удар по репутации нового механизма. Оказывается, что и он не столь эффективный. Мы все ругали старый механизм с помощью АСВ, там сплошное безобразие творилось, но и новый тоже не очень эффективен.
— Кроме «Советского», сейчас через этот механизм проходят Бинбанк, «Открытие» и Промсвязьбанк. Перспективы этих трех организаций в свете сегодняшних новостей каковы?
— Я бы сюда еще отнес, например, АТБ — Азиатско-тихоокеанский банк. Какие перспективы? Различные. То есть на те банки, которые намечены как мусорные ведра, будут выкинуты токсичные активы хороших санируемых банков, и благополучно, видимо, будут ликвидированы. А хорошие банки, из которых выведены плохие активы, может быть, продолжат какое-то время работать.
— Для банковского рынка сегодняшнее решение ЦБ вообще хоть сколько-нибудь замеченным пройдет, кроме, собственно, вопроса с репутацией нового механизма?
— Это несущественное на самом деле событие, банк, в общем-то, не очень большой, занимал 111-е место по активам на 1 июня, поэтому ничего драматичного не произойдет.
АСВ в течение двух недель выберет на конкурсе банк, который приобретет часть имущества и обязательств «Советского». Как ожидается, выплата страхового возмещения индивидуальным предпринимателям начнется не позднее 17 июля.