Алексей Хрипун: «У Москвы есть основания надеяться, что в ближайшие годы мы можем вступить в Клуб «80+»
Министр правительства Москвы, руководитель столичного департамента здравоохранения Алексей Хрипун в интервью BFM.ru рассказал, когда москвичи смогут вступить в Клуб «80+», в чем суть проекта «Московское долголетие» и почему сокращается пребывание «на койке»
Читать на полной версииАлексей Иванович, оказывается, что по официальной информации, москвичи живут дольше почти на пять лет, чем жители других регионов России. То есть средняя продолжительность жизни в столице уже 77 лет. Получается, что до Клуба «80+», о котором недавно говорил президент, москвичам недалеко. Как вы думаете, это заслуга, в том числе, медицины?
Алексей Хрипун: С 10-го по 17-й год ожидаемая продолжительность жизни москвичей увеличилась на 3,7 лет. С учетом таких темпов у Москвы есть все основания надеяться на то, что в ближайшие три, четыре, пять лет мы можем вступить в так называемый Клуб «80+». Ожидаемая продолжительность жизни зависит очень от многих факторов, в том числе от медицины, которая тоже демонстрирует очень серьезные изменения, московское здравоохранение. Например, смертность от болезней системы кровообращения, а эти заболевания являются причиной номер один в том, что люди умирают. Так вот, этот показатель снизился на 32% в Москве за последние 7 лет, и все это произошло благодаря очень серьезным изменениям в инфраструктуре столичного здравоохранения, в том, что пришла новая медицинская техника, новые технологии.
Совсем недавно стартовал проект мэра «Московское долголетие». Почему он вообще появился? И какие задачи в этом проекте непосредственно у департамента здравоохранения, который вы курируете?
Алексей Хрипун: Этот проект существует в двух форматах: один из них называется «Здорово жить», а второй посвящен нашей физической активности. Так вот, есть уже у нас больше двухсот площадок, которые мы используем для чтения лекций, посвященных здоровому образу жизни, для демонстрации каких-то практических навыков, которые способствуют укреплению здоровья, мастер-классы даже проводим на эту тему. Второе направление, вторая услуга, которую мы оказываем в рамках проекта — это как раз-таки лечебная гимнастика, что очень важно, потому что гиподинамия, которой страдает наше общество, особенно в городах — это серьезный фактор для того, чтобы приобрести какое-то заболевание, например, сердечно-сосудистой системы или опорно-двигательного аппарата.
Поскольку все мы ходим в поликлиники, то знаем, что в Москве произошла реформа в сфере здравоохранения. Есть такой принцип: деньги — за пациентом. Пациенты реально сами могут выбирать себе врача и клинику, в которой обслуживаться? И насколько те медицинские учреждения, которые предоставляют услуги по полису ОМС, могут конкурировать с коммерческими?
Алексей Хрипун: Нет такой задачи — в чем-то догнать коммерческие клиники, особенно, если сравнивать объемы оказываемой медицинской помощи в государственных медицинских учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения и Правительству Москвы. Например, если взять стационарные виды специализированной и высокотехнологичной помощи, то это более двух миллионов госпитализаций в год, это гигантская цифра. Москва всегда являлась, а сейчас особенно, лидером в развитии здравоохранения, и поэтому московская медицина пользуется очень большой популярностью. Сейчас даже есть возможность попасть в любую московскую клинику с помощью ресурса, который называется в интернете «Москва — столица здоровья», где указан телефон, вы можете туда позвонить по этому телефону, с вами поговорит оператор. Вас будут вести за руку до какой-то московской клиники, обеспечивая доступность этой помощи любому гражданину РФ.
Сейчас в России проходит Чемпионат мира по футболу. Готовы ли московские медики оказать помощь иностранцам на должном уровне?
Алексей Хрипун: Буквально позавчера у одного из гостей Москвы появились показания к аортно-коронарному шунтированию, экстренному. И оно было выполнено в стенах 81 больницы имени Вересаева.
Полгода назад вам удалось реализовать серьезный проект. Был построен корпус детской Морозовской больницы — крупнейшей детской клиники страны. Говорилось о том, что это абсолютно новый формат. В чем он заключается?
Алексей Хрипун: Что получил город и не только город, но и граждане Российской Федерации? Концентрацию высоких технологий суперсовременного медицинского оборудования, профессионалов высокого уровня, собранных под одной крышей. И набор профилей — он уникальный. Он очень широкий. И это очень серьезные новые возможности. Например, экстренная кардиохирургия — начались первые операции, сложнейшие операции в экстренной ургентной ситуации, когда промедление с выполнением какого-то оперативного вмешательства может привести к очень серьезным и непоправимым, иногда фатальным последствиям. Или же лечение, положим, деток с нарушениями сердечного ритма, которые требуют хирургической коррекции. В целом, кардиохирургический блок, который возник, или центр кардиохирургический имеет очень серьезный потенциал и очень серьезные перспективы. И мы сформировали не один десяток центров компетенции, специализированных городских центров, которые работают сегодня на базе Морозовской.
В той же Морозовской больнице работает абсолютно уникальный Центр детского инсульта. Почему он появился? Это заболевание настолько сильно помолодело?
Алексей Хрипун: Да, действительно. Несмотря на то, что мы привыкли ассоциировать нарушение мозгового кровообращения с более зрелым возрастом, у деток, к сожалению, тоже такая неприятность серьезная случается. Исходя из того, что в новой Морозовской есть два компьютерных томографа, есть два МРТ-томографа и один из них трехтесловый, который позволяет не только видеть мельчайшие объекты, но и отслеживать кровообращение в тканях и в сосудах головного мозга в том числе, и есть гибридные операционные, которые позволяют выполнять различные эндоваскулярные внутрисосудистые вмешательства, то все это позволяет выполнять медицинскую помощь детям с нарушением головного кровообращения на очень высоком уровне.
Сейчас там же планируется строительство нового протонного корпуса. Что он будет собой представлять?
Алексей Хрипун: Да, центр лучевой терапии, протоновой, в частности. Этот проект уже получил финансирование и находится на стадии проектирования. Он будет с очень высокой мощностью, с очень высоким уровнем оборудования, которое там будет установлено. Поэтому педиатрия и детство в Москве обретают еще одну уникальную возможность получать не только лучевую терапию, но и полный замкнутый цикл различных видов медицинской помощи детишкам, страдающим онкологическими заболеваниями.
В Морозовской больнице также принципиально изменили подход к лечению пациентов. Это такой короткий курс: детей выписывают уже через несколько дней даже после хирургических операций. Не становится ли от этого хуже качество медицинской помощи?
Алексей Хрипун: То, что вы говорите, является отличительной чертой всего московского здравоохранения сегодня. Потому что продолжительность пребывания «на койке», как мы говорим, в стационаре в Москве за последние семь лет стала меньше в два раза исключительно благодаря тому, что применяются новые технологии — малотравматичные, кровосберегающие, которые позволяют выполнять операции любой сложности. Просто реабилитация проходит быстрее. Это явление, характерное для всего мирового развития медицины и здравоохранения. Все идут таким путем.