Посетители ВДНХ после реконструкции гарантированно получат культурный шок. Такой торжественной Выставку достижений народного хозяйства помнят только люди пожилого возраста, бывавшие там в 50-е — начале 60-х. Но те, кто моложе, рискуют не признать знакомые павильоны эпохи хрущевской оттепели — назовем их «здания без архитектурных излишеств». Теперь из них, как цветы, вырастают то купол с богатым декором, то тонкой работы лепнина, то шпиль.

Это, конечно, впечатляет, рассказывает историк инженерии, руководитель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов:

Айрат Багаутдинов историк инженерии, руководитель проекта «Москва глазами инженера» «Последний раз я там был осенью, на площади Дружбы Народов, и еще стоял павильон «Металлургия», такой модернистский черный ящик. В этот раз прихожу — уже никакого черного ящика нет, на его месте снова стоит «Казахстан». Даже купол возвели, шпиль поставили, практически полностью закончили воссоздание павильона 1954 года. Это не совсем воссоздание, ведь при Хрущеве брали сталинские павильоны и одевали их в такую модернистскую кожуру, засовывали в коробку. «Казахстан», можно сказать, раскрыли, вернули ему те элементы, которые были утрачены — купол и шпиль».

То же самое случилось и с павильоном «Азербайджан». Его открыли еще в 2014 году, но он оставался в старом металлическом каркасе, который напоминал хотя бы пропорции оставшегося уже в истории павильона «Вычислительная техника». По каркасу можно было даже прогуливаться, любоваться деталями восточного декора. Сейчас сняли и каркасы, перед нами — оригинал.

Реконструкция ВДНХ выросла в спор двух эпох, в котором проигрывает хрущевская. Упрощенные формы оттепели стирают, будто их и не бывало, говорит Айрат Багаутдинов:

«С одной стороны, ВДНХ имеет право так делать, это даже исторически верно, потому что павильоны, по сути, реконструируют на момент их создания. Но мне все-таки кажется, что когда теперь все просто вернули на 1954 год, стерев какие-либо знаки хрущевского времени, получилось обидно, что ничего не осталось от целых 50 лет нашей истории. Я считаю, что любой исторический пласт должен оставаться. Но реставрация — наука не точная, здесь может быть много разных позиций».

От оттепели остался один из самых впечатляющих павильонов ВДНХ «Космос», построенный уже после легендарного полета Гагарина. Его тоже преобразили — полностью восстановили витраж, барельефы, стеклянный купол.

Павильон «Армения» — изначальный, а не тот, в котором москвичи дегустировали «Арарат» еще совсем недавно — очистили от хрущевского модерна не до конца. Оригинальный только фасад. Но получилось не очень, считает историк архитектуры Денис Ромодин:

Денис Ромодин историк архитектуры «Старые фасады тоже надо раскрывать. Первоначально они задумывались именно в данном облике. Сейчас я вижу, что не все павильоны восстанавливаются в первоначальном виде — например, павильоны Молдавской ССР, Армянской ССР решено сохранить частично — те перестройки, которые были сделаны в 60-70-е годы, при этом восстановили отдельные фрагменты. В результате, на мой взгляд, получилось довольно спорное решение. Либо надо было сохранять перестройку, которая была сделана в последние десятилетия, либо целиком восстанавливать вид, который они имели в 1954 году. В целом, это совершенно прекрасная реконструкция и регенерация всего комплекса. Конечно, такая реконструкция идет на пользу ВДНХ».

Очевидно преображение ВДНХ в сторону удобства, комфорта для людей, говорят эксперты. Павильоны, которые были наглухо закрыты из-за опасности обрушения, теперь доступны, открыты для всех. Восстанавливают и внутренний декор стен, пол, потолки.

На масштабное преображение ВДНХ мэрия выделяла больше 7 млрд рублей. Только на реконструкцию фонтанов ушло больше 3 млрд. Работы обещают завершить осенью. Правда графики, как бывает в таких случаях, постоянно сдвигаются.