Водка, «Аленка» и «Красная Москва». Болельщики опустошают бары и сувенирные лавки
Триумф футбола и малого бизнеса: Никольская улица стала центром притяжения иностранцев во время чемпионата
Читать на полной версииВ центре Москвы иностранная речь порой слышится чаще, чем русская. Самая же высокая концентрация зарубежных болельщиков на Никольской — месте для выплеска эмоций.
Москвичи и российские туристы тоже здесь. Безудержная радость болельщиков притягивает как магнит. Трезвые и собранные на этой улице и близ нее только сотрудники ресторанов и магазинов. За пивом к ним выстраиваются очереди. Бары едва успевают пополнять запасы. «Сил, конечно, не хватает, но мы прорвемся», — говорят уставшие, но счастливые официанты.
Количество персонала на дни чемпионата увеличили, но они все равно с трудом справляются с наплывом посетителей, которых, по словам официантов, стало в три, а то и в пять раз больше. Большинство иностранцев заказывают водку, рассказывают в ресторане «Ванильное небо». А рядом с ним застолбил себе место двойник товарища Ленина Александр. Он популярен у иностранцев: вождя узнают, скандируют хором его имя, фотографируются.
Ильич только жалуется, что ему в эти дни стыдно за товарищей, не знающих английского:
— Обстановка такая накаленная, сложная. Русские люди мало иностранных языков знают, потому что они все недоучки. А у нас космополитизм.
— С вами часто фотографируются?
— Сейчас вот понаехало много иностранцев. Мы берем мало, по 200 рублей. Есть еще Путин у нас и принцесса, они по 500 и 1000 берут.
— А чего это?
— Ну, такие негодяи.
Уже через несколько минут после интервью португальский болельщик дал двойнику Ленина за фото на память 500 рублей, а Business FM сказал, что цены в Москве, в том числе в центре, приемлемые. Того же мнения гости из Мексики, Аргентины, Германии. Двух немецких туристов, правда, не устроила стоимость матрешки с участниками любимой группы:
— Вам нравятся эти сувениры?
— Матрешка Rolling Stones нравится. Сколько она стоит?
— 12 тысяч. Это приемлемая цена для вас?
— Нет, это слишком дорого!
— Как вообще вам цены в Москве?
— Дорого только в центре, в других местах нет, недорого. В отеле, например, у нас хорошие цены.
Сувенирные лавки сейчас одни из самых посещаемых. Кроме стандартного набора туриста «матрешка, водка, ушанка», покупают псевдофутбольную форму. Вдруг забыли? Туристы идут на запах шоколадных конфет «Красного Октября» и духов «Красная Москва». Какие конфеты предпочитают иностранные болельщики, корреспонденту Business FM рассказала консультант фирменного магазина конфет «Красный Октябрь» «Аленка» Елена:
«С алкоголем. Китайцы любят «Аленку», у них бренд только «Аленка», они скупают и шоколад, и конфеты, а европейцы — в основном наши классические, известные еще с советских времен. Наши покупают по много конфет, иностранцы — по три-четыре конфеты».
А вот у продавца сувенирной лавки на Никольской Сергея бизнес, по его словам, идет плохо:
— Очень много людей, все смотрят.
— Просто смотрят и мало покупают?
— Да. Наверное, после чемпионата пойдет. Они идут по улице, гуляют, пьяных много, хулиганов, тяжело работать. До трех ночи вчера бесились. Мы закрываемся, а они нам не дают закрываться — хотят флаг России купить.
Особой популярностью пользуются духи «Красная Москва», рассказывает консультант магазина косметики «Новая заря» Валерий:
«Очень любят «Красную Москву», она знаменита во всем мире. Как во Франции Chanel, так у нас наш знаменитый аромат «Красная Москва», он производится еще с XIX века. Группами туристы заходят к нам, по 20-30 человек, многие из них знают русский, индусы хорошо знают, арабы: «здравствуйте», «какие цены».
Работать тяжело — проходимость повысилась, говорит продавец магазина одежды Glenfield Оксана:
«С Америки сегодня был посетитель, он был настроен очень агрессивно. Но мы его, конечно, обслужили неплохо. А остальные иностранцы все улыбчивые, легкие люди. Конечно, прибавили нам час работы, до 23:00. Мы же не привыкли к такому ажиотажу, они все кричат, шумят».
О том, что будет дальше, сотрудники магазинов стараются не думать — адаптируются к праздничным будням чемпионата, к ликующей толпе, по которой потом, возможно, будут скучать. А пока мундиаль только начался.