Обновлено 14:17

Виноделы просят президента ввести специальный сбор на импортное вино. Уполномоченный по правам предпринимателей и председатель совета Союза виноградарей и виноделов России Борис Титов, семье которого принадлежит «Абрау-Дюрсо», обратился к Владимиру Путину с предложениями по развитию российского виноделия.

Сейчас виноделы ежегодно получают от государства около полутора миллиардов рублей. Но требуется не менее 50 млрд рублей. Поэтому предлагается ввести специальный сбор на импорт вина, виноматериалов, коньячных спиртов и, возможно, крепкого алкоголя. Размер пошлины в письме Титова не указан, но там говорится, что так можно собрать до 30 млрд рублей.

Борис Титов заявил Business FM, что сборы будут дифференцированными, и это снизит поставки в Россию некачественного вина и виноматериалов. При этом для российских производителей конкуренция не ослабнет, говорит Борис Титов:

— Две вещи сегодня замедляют развитие виноделия. Это дешевый импорт. Мы не говорим о Брунелло ди Монтальчино или Петрюс, мы говорим о дешевых винах, которые не узнаваемые, но идут сегодня непонятно откуда. Рынок просто заполонен этим вином, и он составляет серьезную конкуренцию не только нашим винам, но и импортным хорошим. Мы считаем, что введение этого специального сбора с виноматериала и дешевых, низкокачественных вин по импорту приведет к тому, что мы сможем снизить конкуренцию с их стороны на внутреннем рынке для хорошего продукта и побороть контрафакт, а с другой стороны, собрать некое количество денег, которые сегодня очень нужны, чтобы развивать виноградники.

— Каким должен быть этот сбор?

— Я думаю, что он должен быть одного размера на виноматериал, другого — на вино в бутылках, третьего — на коньячные спирты. Сегодня процентов 70 всего дешевого коньяка в России делается из импортируемых коньячных спиртов низкого качества. Если это Шато Тальбо, то это будет вообще мизерный сбор по общей стоимости этой бутылки. Но если это какой-нибудь из Турции или из какой-то не винодельческой страны, то это будет существенно, и это ограничит их конкурентоспособность.

Нужно усилить контроль качества зарубежных вин, включая контрольные закупки в магазинах и введение минимальной цены, отметил Борис Титов. Также проблема российского виноделия в том, что закрылись многие институты винограда и вина — например, национальный институт «Магарач» в Ялте. Кроме того, банки дают виноделам и виноградарям кредиты под очень высокие проценты.

Из-за дополнительного сбора стоимость дешевых вин вырастет максимум на 10%, но не факт, что такое ограничение конкуренции приведет к улучшению качества российского вина, считает независимый алкогольный эксперт Андрей Ткемаладзе:

— Самый яркий пример — это наше импортозамещение в условиях контрсанкций, когда перестали производить нормальный сыр. Нет конкуренции — съедят и так. Я боюсь, что мы произведем много, но очень плохого вина.

— Самой отрасли отечественного вина что стоит сделать, чтобы стать более конкурентоспособной?

— Учиться. Перестать рассказывать, что у нас есть виноградарство. По моим оценкам, где-то 70% — это балковое вино из импортного виноматериала. Если вводить пошлину на виноматериал, я тремя руками «за». Покупаем не очень качественное, не умеем его разливать, стабилизировать, получаем просто бормотуху. Я все-таки обсуждал бы с государством вопрос долгосрочной аренды земель под виноградники.

С января 2017 года акциз на вина иностранного производства вырос вдвое: с 9 рублей до 18 рублей за литр. Ставка косвенного налога на шампанское из иностранного сырья тогда поднялась на 10 рублей и составляет 36 рублей за литр. В итоге в 2017-м поступления в российский бюджет от акцизов на вино увеличились более чем на 50%.