Еще одна смерть у стен больницы. Как остановить череду трагедий?
Очередной случай произошел в Екатеринбурге. Почему такие трагедии уже не редкость и несут ли за них ответственность врачи?
Читать на полной версииПрокуратура проводит проверку по факту смерти женщины в Екатеринбурге рядом с больницей. Вечером 5 июня прохожие обнаружили у входа на территорию больницы № 23 лежащую на земле женщину. Она была в сознании и разговаривала с людьми, которые пытались ей помочь. Они вызвали скорую, но к ее приезду женщина уже не подавала признаков жизни.
Как пишет Znak.com, врачи констатировали ее смерть и уехали, оставив тело. При этом приемный покой больницы был в нескольких сотнях метров. Она страдала онкологическим заболеванием и проходила в этой больнице курс химиотерапии. После процедур, пока она ждала такси, ей стало плохо, и она упала. Прохожие пытались достучаться до медиков, но те лишь вызвали полицейских, чтобы очевидцы не мешали работать.
Это далеко не первый подобный случай. В марте после отказа в госпитализации на улице скончалась жительница Северодвинска, а в начале года — беременная женщина в Крыму. В обоих случаях после сообщений в интернете Следственный комитет возбудил уголовные дела по статье о причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей.
Из-за того, что в обязанности врачей не входит обязанность оказывать помощь за стенами медучреждения, возникло противоречие между буквой закона и реальностью, рассказывает юрист, эксперт по качеству оказания медицинской помощи Иван Печерей:
Иван Печерей юрист, эксперт по качеству оказания медицинской помощи «В этом случае врачи не могут быть признаны виновными в смерти пациента, потому что она умерла за пределами территории медицинской организации, а, согласно действующему законодательству, медицинская помощь оказывается медорганизациями в рамках того юридического адреса, по которому выдана лицензия. Исключение составляет скорая медицинская помощь, которая может оказывать медпомощь вне пределов медорганизации, если она была вызвана в данном случае. Врачи в этот момент занимались оказанием медпомощи другим пациентам, по всей видимости. За пределами медорганизации и за пределами рабочего времени медработник становится обычным гражданином. Первую помощь он вправе оказать, но такой обязанности законом для него не установлено».
Иногда могут и просто выбросить из больницы. Такая история произошла в Сочи, когда санитары отвезли пациента-наркомана за гаражи и оставили его там. В одной из больниц Иркутска избитого старика осмотрели, вложили в карман куртки выписку с диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма» и вывезли умирать на улицу в бессознательном состоянии. Он был алкоголиком. В итоге жизнь ему спасла сердобольная старушка, которая вызвала скорую. В обоих случаях все заканчивается словами «начата служебная проверка», и то только потому, что кто-то разместил эту информацию в соцсетях.
Система ставит медработника в такое положение, что смерть человека на его руках может обернуться уголовным делом, говорит врач-хирург, кандидат медицинских наук Герман Пятов:
Герман Пятов врач-хирург, кандидат медицинских наук «Даже если бы и прибежали мгновенно, начали бы все реанимационные мероприятия, не факт, что она выжила бы. Кто помогал, кто лечил пациентку, кто реанимировал, почему умерла? Заводим уголовное дело. А так не вышли — формально перед законом чисты, то есть помощь не оказали. Они находятся на рабочем месте, оказывают медицинскую помощь на своем рабочем месте и выходить за ворота формально не обязаны».
Историй об оказании врачами экстренной помощи тоже много, но финал у них часто печальный. Например, терапевта привлекли за то, что он выполнял непрямой массаж сердца и повредил при этом ребра. Он не имел право это делать без сертификата по реаниматологии и получил условный срок. Другого врача чуть не осудили за причинение вреда здоровью, когда он, спасая жизнь пациенту, пытался провести коникотомию — когда разрезается горло при непроходимости дыхательных путей. Похожая история показана в фильме «Аритмия». Юристы говорят, что выход только один — систематизация законодательства: должно быть четко расписано, какие именно случаи являются противоправными.