Россия в условиях мирового торгового беспредела. Комментарий Георгия Бовта
Китай вслед за Евросоюзом может стать следующей целью торговой войны, которую начал Трамп. Удастся ли России удержать свои экспортные позиции?
Читать на полной версииМинистр торговли США Уилбур Росс провел переговоры в Пекине, направленные на разрешение разногласий между двумя странами. По их итогам не последовало никакого совместного заявления. Сразу после отъезда американского министра государственное агентство «Синьхуа» опубликовало официальное заявление, в котором Китай пригрозил пересмотреть все торговые соглашения с США, если Вашингтон введет импортные пошлины и другие протекционистские меры против китайских товаров. Китай также согласился присоединиться к обращению Евросоюза во Всемирную торговую организацию, где Европа оспаривает введение США импортных пошлин на сталь и алюминий. Чем разрастание торговой войны грозит России? Об этом — в комментарии Георгия Бовта.
Китай может стать следующей целью торговой войны, которую начал Трамп. Пошлины на импортируемые из Поднебесной сталь и алюминий США ввели еще в марте, тогда как в отношении Евросоюза эту меру отложили до 1 июня. Хотя, если говорить о доле китайской алюминиевой и особенно сталелитейной продукции, на рынке США она не самая большая. Между Вашингтоном и Пекином полно других, куда более чувствительных и пока не разрешенных вопросов. В случае масштабной торговой войны между ними объем взаимных пошлин и ограничений может со временем в совокупности достичь 150 млрд долларов.
В краткосрочном плане речь идет о введении американских пошлин на китайские товары на общую сумму 50 млрд долларов, включая 25-процентную пошлину на высокотехнологичную продукцию. Также возможны ограничения на китайские инвестиции и ужесточение экспортного контроля. Окончательный список китайских товаров, которые попадут под ограничения, Вашингтон может обнародовать уже 15 июня. Главное требование Трампа — увеличить американский импорт в Китай и сократить торговый дефицит США, который в прошлом году достиг с этой страной 375 млрд долларов.
Какое это имеет значение для России? Многие традиционно с радостью смотрят на разногласия между США и Европой, а теперь еще и между США и Китаем. Однако в этом случае разыграть такие споры в свою пользу будет непросто. Главное, что мировая торговая война может больно ударить по российским экспортерам, и пока на эту угрозу не видно соответствующей реакции российского правительства, если она вообще возможна.
Как это работает, уже можно заметить на примере алюминия. Санкции Вашингтона против российской компании «Русал» привели к скачку цен на мировых рынках. Этим тотчас воспользовались китайские экспортеры в США, даже несмотря на уже введенные против них десятипроцентные пошлины на алюминиевую продукцию. В апреле китайский экспорт алюминия в Америку вырос почти на 5%, притом что на нее приходится 14% всего китайского экспорта этой продукции. Что касается стали, КНР поставляет в США лишь 1% от общего объема своего сталелитейного экспорта. Однако и эти поставки выросли в апреле почти на 8%.
Масштабная торговая война, начатая Трампом, способна существенно изменить сложившиеся связи по ряду направлений. Например, США в прошлом году стали крупнейшим импортером стали, ввезя аж более 34 млн метрических тонн из 85 стран. Россия с долей в 8% заняла пятое место в общем объеме импорта после Канады, Бразилии, Мексики и Южной Кореи. Причем, несмотря на скверные отношения между странами, импорт стали из России в прошлом году вырос на 49% по объему продукции и на 108% по стоимости.
Вопрос в том, удастся ли России удержать свои экспортные позиции в условиях торговых войн США с Европой и Китаем, притом что, во-первых, никто ни о каких поблажках по части импортных пошлин для российской продукции на американском рынке и не заикается, а во-вторых, конкуренцию в других регионах нам составят вытесненные с американского рынка европейцы и, прежде всего, китайцы, которые на фоне своей экономической мощи даже могут позволить себе временный демпинг по ценам.
Людям, принимающим соответствующие решения в России, пора заняться разработкой стратегии поведения на мировом рынке в быстро меняющихся условиях, включая уточнение своего поведения в рамках ВТО, которая уже, похоже, при смерти, а мы по-прежнему тщательно соблюдаем все правила и условия, хотя многие наши партнеры все больше впадают в торговый беспредел. Для некоторых самым простым ответом на подобные вопросы стало бы массированное импортозамещение и, по сути, растущая самоизоляция страны. Однако самое простое — не значит самое правильное и лучшее. К тому же на изоляцию России и без нее уже работают слишком многие ее так называемые партнеры. Не надо им помогать.