Кто заплатит за спасение En+ Олега Дерипаски?
Ранее СМИ сообщили, что это могут сделать за счет тарифов для населения Иркутской области, но проблема куда глубже
Читать на полной версииВ Иркутской области у «Русала» два крупных предприятия. «Коммерсантъ» выяснил, что En+ попросила энергетические льготы, но из-за этого в области подорожает ЖКХ. Так ли это?
Предложения En+ Олега Дерипаски взволновали общество и рынок. Ввести энергетические льготы для его компаний и переложить затраты на плечи населения Иркутской области — прозвучало остро. Но тема действительно важная и вскрыла старую проблему.
В иркутской электроэнергетике действует перекрестное субсидирование: за низкий тариф для населения платит бизнес. Плюс старая история под названием «договоры на поставку мощностей» (ДПМ). Они предполагали строительство новых электростанций, а возврат инвестиций переложили на промышленных потребителей электричества, и они платят по завышенному тарифу.
Идеологи этой программы уверяли, что в стране не хватает мощностей и может наступить блэкаут, поэтому бизнесу, если говорить по-простому, нужно скинуться на строительство генерации. Понятно, что En+ и входящий в нее «Русал» сейчас больше заботятся о финансовых проблемах, возникших из-за санкций. Но и с перекосом на рынке тоже что-то надо делать, говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Представим, что государство прислушается к предложениям En+. Они предполагают, что для жителей Иркутской области вырастет цена на электроэнергию. В регионе самый низкий в России тариф — в 3,5 раза ниже, чем в среднем по стране. Справедливости ради, дело не только в том, что его оплачивает крупный бизнес. В Сибири в принципе дешевое электричество. Это подарок природы, спасибо мощным быстрым рекам. Возможно, стоимость вырастет, но не драматично. Возможно, власти и бизнес подумают об адресных субсидиях. Это сфера, с которой нужно вести себя крайне осторожно.
На предприятиях «Русала» в Иркутской области работают тысячи человек, а с учетом подрядчиков, поставщиков речь может идти о сотнях тысяч. Санкции могут привести к потерям в зарплатах со всеми последствиями для экономики региона. Но и дешевое электричество — чуть ли не единственное преимущество местных жителей, говорит шеф-редактор медиагруппы «БайкалТелеИнформ» Михаил Дронов:
Михаил Дронов шеф-редактор медиагруппы «БайкалТелеИнформ» «У нас очень много других проблем, начиная от экологии и заканчивая бешеными тарифами на авиабилеты и так далее, и низкие тарифы на электроэнергию — это некая компенсация за то, что мы живем в достаточно проблемном регионе. Это не мое мнение, это общее мнение населения. Будет большая буча. Это единственная конфета, которую иркутяне считают каким-то небольшим призом за многочисленные другие лишения, которые они несут».
Основное предложение En+ касается договоров поставки мощностей, которые оплачивает промышленность. Программа заканчивается в этом году, но платежи по ней энергетики будут получать до 2025 года. Сейчас, правда, обсуждается новая волна строительства станций, но о том, понадобится ли она, единого мнения нет: построили столько, что в России большой профицит мощностей, а спрос на электроэнергию растет низкими темпами. Здесь тарифы для населения играют небольшую роль — это, скорее, вопрос В2В. Затронет он и мелких бизнесменов, занимающихся майнингом. Когда начал расти биткоин, они массово поехали за дешевой энергией в Сибирь. Но их реально-виртуальные проблемы сейчас мало кого волнуют.