«Казначея» из «дела Гайзера» приговорили к семи годам и штрафу в 170 млн
«Все нормально, не переживайте», — сказал родным Константин Ромаданов. Казалось, что он не был огорчен приговором. Арестованное в ходе следствия многочисленное имущество фигуранта позволит ему выплатить гигантский штраф
Читать на полной версииЗамоскворецкий суд Москвы 31 мая вынес приговор бывшему заместителю председателя правительства Республики Коми Константину Ромаданову. Он стал вторым осужденным по громкому делу экс-главы Коми Вячеслава Гайзера и региональных чиновников и бизнесменов, чье дело рассмотрели в упрощенном порядке. Ромаданов, который был «казначеем» организованного преступного сообщества, причинившего, по версии следствия, ущерб на сумму 3,4 млрд рублей, признал вину, заключил сделку со следствием и получил срок в семь лет лишения свободы. Также ему предстоит выплатить штраф в 170 млн рублей.
На оглашении приговора 48-летний подсудимый держался довольно уверенно. Даже за решеткой он не изменил деловому стилю, надев костюм и рубашку в тон. Правда, выглядел он довольно помятым. Поддержать Константина Ромаданова приехали двое друзей, а также жена с дочерью-подростком. Увидев родных, подсудимый радостно заулыбался. Однако вскоре от этой радости не осталось и следа, когда судья Наталья Чепрасова приступила к оглашению приговора. Оно продолжалось четыре часа.
Для того чтобы рассмотреть уголовное дело Ромаданова, потребовалось всего три судебных заседания. В ходе следствия фигурант заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, дав показания на других фигурантов. Это позволяло ему рассчитывать на более мягкое наказание, вплоть до условного срока. Дело в том, что процесс над Ромадановым проходил в упрощенном порядке — без исследования доказательств и допроса свидетелей.
«Общак» для чиновников
На следствии Константин Ромаданов сознался, что вел «общак» ОПС, которое создал уехавший за рубеж зампред правления ГК «Ренова» Александр Зарубин. Последний когда-то был женат на певице Лолите. Его группировка на протяжении десяти дет, с 2005 по 2015 годы, занималась хищением акций доходных предприятий, отмывала похищенные ценные бумаги. Региональные чиновники не гнушались и взятками от бизнесменов.
Константин Ромаданов сообщил, что деньги для людей из окружения экс-губернатора Вячеслава Гайзера он передавал по поручению заместителя главы региона Алексея Чернова. С помощью специальной таблицы он фиксировал все суммы, которые распределялись между членам ОПС. В списке оказалось 13 региональных чиновников. Их ежемесячные выплаты составляли более 4 млн рублей. Так, глава Коми Вячеслав Гайзер и его заместитель Алексей Чернов ежемесячно получали по 1 млн рублей каждый, а предшественник Гайзера на посту главы региона Владимир Торлопов — 1,5 млн.
Из приговора следовало, что как «казначей» ОПС Ромаданов также занимался тем, что подыскивал офшорные фирмы, на счета которых переводились деньги, полученные в результате незаконных финансовых операций. Позже они распределялись между соучастниками.
Ромаданову вменялось участие в организованном преступном сообществе, а также два эпизода получения взяток и легализации преступных доходов (ч. 3 ст. 210, ч. 6 ст. 290 УК РФ и ч. 4 ст. 174.1 УК РФ). Так, следователи установили, что с мая 2009 года по сентябрь 2015 года он вместе с Вячеславом Гайзером каждый месяц получали взятку от Александра Сердитова. Вначале тот платил чиновникам за назначение его на должность директора «Сыктывкарского ликеро-водочного завода», а после — на должность руководителя администрации главы Коми и правительства республики, а также за «дальнейшее общее покровительство». Общая сумма взяток от Сердитова составила «не менее 36 млн рублей».
Кроме того, в 2014 году Ромаданов вместе Гайзером и тремя другими соучастникам получили в качестве взятки от бывшего сенатора от Республики Коми Евгения Самойлова 50% доли в уставном капитале ООО «Автоцентр». Рыночную стоимость ценных бумаг оценили в 160 млн рублей.
Показания против главы региона
В рамках сделки со следствием Ромаданов в феврале этого года дал свидетельские показания в Замоскворецком суде на процессе Вячеслава Гайзера и его 13 предполагаемых соучастников. Он рассказал, что пришел на работу в Службу по тарифам Республики Коми в 2004 году, а спустя полгода замглавы региона Павел Орда предложил ему вести неофициальный бюджет, который сами чиновники Коми называли «выборным бюджетом». По словам свидетеля, он пополнялся в том числе за счет «откатов». Деньги платили бизнесмены, которые рассчитывали получить выгодные подряды.
В ходе судебного процесса прокуратура требовала для Константина Ромаданова девять лет колонии со штрафом 180 млн рублей. Его адвокат Людмила Толмачева настаивала на более мягком наказании — не более семи лет. Она отмечала, что ее клиент «не разрабатывал преступные планы и схемы», а был вовлечен в ОПС другими лицами.
Сам Ромаданов просил об условном сроке. «В обоих эпизодах получения взяток в казну ОПС я никакой материальной выгоды не получил, да и не должен был», — сказал он в последнем слове и попросил отпустить его к семье, которую не видел уже три года.
В итоге судья Наталья Чепрасова дала ему ровно столько, сколько просила защита — семь лет заключения. В качестве дополнительного наказания Ромаданову назначили штраф в 170 млн рублей. Осужденному также запретили в течение пяти лет после освобождения занимать должности на госслужбе.
Суд не стал снимать арест с его имущества до вступления приговора в силу. Попавшие под арест несколько квартир площадью от 200 до 300 квадратных метров, машино-места, целый ряд земельных участков и коллекция дорогих часов наверняка позволят выплатить назначенный ему гигантский штраф. Надо сказать, что осужденный вовсе не расстроился из-за приговора. «Все нормально, не переживайте, — сказал он родным, когда его уводил конвой. — Главное, передайте привет маме».
Не конец?
Адвокат Ромаданова воздержалась от комментариев. А присутствовавший на приговоре защитник другого обвиняемого, заместителя главы Республики Коми Алексея Чернова Карен Гиголян, назвал приговор суда «довольно щадящим». Впрочем, он не исключил, что на этом для Ромаданова все не закончится. По словам адвоката, если следствие установит причастность фигуранта к другим эпизодам, это может стать основанием для расторжения сделки со следствием, отмены приговора и возбуждения нового уголовного дела.
Как рассказал Гиголян, в ходе процесса по «делу Гайзера» защите стала понятна «модель поведения» и причины сотрудничества Константина Ромаданова со следствием. «В противном случае ему пришлось бы отбиваться от десятка составов, а здесь, признав свою роль в руководстве «казной», он получил обвинение по одному особо тяжкому составу, а его псевдопризнания позволили следствию подбивать доказательства в отношении наших подзащитных», — сказал адвокат.
Ромаданов стал вторым фигурантом, заключившим сделку со следствием. 3 мая этого года по приговору Замоскворецкого суда шесть лет колонии строгого режима получил финансист-технолог Демьян Москвин. Он явно рассчитывал на более мягкое наказание. Вскоре после этого в интернете появились аудиозаписи разговоров фигуранта с предположительно генерал-майором юстиции Николаем Тутевичем, который руководил расследованием дела. Глава следственной группы в непечатных выражениях давал инструкции Москвину о том, как давать показания в суде, и обещал обеспечить условный срок. В этой связи защитники фигурантов «дела Гайзера» на днях попросили руководство СК и Генпрокуратуры провести проверку по данному факту и при необходимости возбудить уголовное дело.