Преодолеет ли «Северный поток — 2» новую преграду?
Активы компаний Nord Stream и Nord Stream 2, управляющих экспортными трубопроводами России, были заморожены по требованию украинской стороны
Читать на полной версииУкраина начала процесс взыскания собственности «Газпрома». Об этом заявили в Киеве и подтвердили в российской компании и Швейцарии.
«Нафтогаз» нацелился на акции швейцарских компаний, управляющих экспортными трубопроводами России. Речь идет о долях российской корпорации в компаниях Nord Stream и Nord Stream 2. Первая управляет первым «Северным потоком», вторая — строительством второго трубопровода.
В реальности это все пока практически ничего не означает. Стокгольмский арбитраж зимой обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» 2,5 млрд долларов. Российская компания сначала обжаловала это решение в Швеции, и, пока этот процесс не завершился, никто у нее акции не отберет.
А 28 мая «Газпром» потребовал полной отмены решения. Корпорация привлекла некого всемирно известного эксперта-лингвиста. Он изучил текст стокгольмского вердикта и сделал вывод о том, что его писали не арбитры, а некое иное лицо.
Кроме того, прежде чем забрать чью-то собственность, Швейцария или другие страны должны сначала решить для себя, имеют ли они право это сделать. Эти решения «Газпром» тоже может обжаловать. Строиться «Северному потоку — 2» все это не помешает, уверен старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
Сейчас «Газпром» разрывает контракт с Украиной. Аргументы понятны: арбитраж признал, что Киев не был обязан соблюдать принцип «бери или плати». А вот Москва, по мнению суда, должна была соблюдать принцип «прокачивай или плати». Более того, судьи упомянули, что экономика Украины в тяжелом положении, поэтому она не смогла покупать российский газ, и не приняли во внимание, что транзит уменьшился, потому что Европа стала покупать меньше топлива.
Решение выглядело предвзятым, но сейчас на кону строительство второго потока. Придется договариваться, прогнозирует председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий:
Европа поставила условие: часть транзита газа должна идти по территории Украины. Но зачем «Газпрому» такой партнер, который пытается забрать у него акции трубопроводов? Транзитный контракт закончится через полтора года. Позиция российской корпорации пока не изменилась: она согласна прокачивать через Украину до 10 млрд кубометров газа в год, то есть примерно в десять раз меньше, чем сейчас. Киев, который зарабатывает на транзите миллиарды долларов, это не устраивает.
Но вполне вероятно, что нынешние события даже играют на руку «Газпрому». У компании много собственности в Европе, но Украина нацелилась именно на «Северные потоки» — и как раз во время киевского визита немецкого президента Штайнмайера. Это уже не похоже на борьбу обездоленной экономики с могущественным противником — больше напоминает шантаж Германии и попытку влезть не в свое дело.