Рынком автомобилей с пробегом будет рулить государство?
Минпромторг предлагает ввести специальные аукционы и институт авторизованных дилеров. Государство рассчитывает получать в виде налогов минимум 20 млрд рублей в год. Что это значит для самих продавцов и покупателей?
Читать на полной версииМинпромторг предлагает продавать подержанные автомобили исключительно на аукционах и только дилерам. Как выяснили «Известия», на этом министерство предполагает ежегодно зарабатывать не менее 20 млрд рублей.
По данным Минпромторга, годовой оборот рынка автомобилей с пробегом оценивается в 3 трлн рублей. В большинстве случаев все машины продаются, что называется, из рук в руки — без каких-либо комиссий.
Сейчас по закону при продаже подержанного автомобиля необходимо только заплатить государству налог в 13% — при условии, что в собственности он был менее трех лет и его стоимость выросла (то есть вы на нем заработали). Представить себе такое сложно, так как со временем машины только дешевеют. Однако перекупщики легко обходят эту норму закона, занижая цену.
Впрочем, Минпромторг намерен бороться отнюдь не с ними. В министерстве хотят, чтобы все без исключения продавали машины через аукцион дилерам, а те, в свою очередь, другим покупателям. В принципе, такая схема существует и сейчас, но она не слишком популярна, так как, отдавая свою машину в trade-in, ты заранее соглашаешься на более низкую цену, нежели чем если бы продавал конкретному человеку, говорит автоэксперт, автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская:
Елена Лисовская автоэксперт, автор блога «Лиса Рулит» «Сейчас рынок тяжелый. Большинство людей предпочитает воспользоваться Auto.ru и продавать машины из рук в руки, чтобы эти 20-40 тысяч рублей при бюджетном автомобиле и больше при дорогих автомобилях оставить у себя в кармане, а не в кармане какой-то прослойки, посредника, пусть даже этот посредник предоставляет за это какую-то услугу. Как можно заставить человека что-либо делать со своей частной собственностью против его воли? Я думаю, что мы не дойдем до этого».
Минпромторг на аукционах намерен оказывать целый перечень услуг. Главное — это юридическая и иная чистота автомобиля: находится ли он в угоне, в залоге у банка, был ли в аварии и даже скручен ли пробег. За все это будут брать комиссию, какую — пока не ясно. Но это в любом случае приведет к удорожанию автомобиля для его покупателя, уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Любая структура берет свою комиссию, и эта комиссия может быть значительной: ту маржу, которую имеют дилеры, например на продаже бывших в употреблении автомобилей, захочет иметь и эта предполагаемая корпорация, а это как минимум несколько процентов от стоимости. По разным категориям — разные проценты, местами достаточно существенные. Это будет дополнительным обременением, и его масштаб оценить пока невозможно, потому что непонятны аппетиты этой структуры, непонятно, сколько она будет взимать своей комиссии».
Получается, что ни продавать автомобиль через аукцион, ни покупать его выгодно не будет никому, кроме, собственно, самих посредников. Для продавца машина будет стоить заведомо дешевле, а для покупателя — дороже.
В Минпромторге пока не объявляют процент комиссии, но говорят, что на начальном этапе предполагают зарабатывать ежегодно не менее 20 млрд рублей. Впрочем, планам министерства могут помешать серые схемы: продажу машины можно оформить и другим способом, например через дарение.