Брат миллиардера Магомедова рассказал суду о золотом пистолете
«С ним на дело не пойдешь. Да и с пистолетами от глав государств на дело не пойдешь тоже», — заявил предприниматель. По его словам, дома у него было много других «ювелирных пистолетов от министров и замминистров», но они не заинтересовали следователей
Читать на полной версииТверской суд Москвы 28 мая отказался отпустить под поручительство 22 олимпийских чемпионов или перевести под домашний арест главу группы компаний «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова. Он, а также его старший брат Магомед Магомедов и бизнесмен Артур Максидов, останутся в «Лефортово» до 5 августа. На заседании суда фигуранты опровергли обвинение в хищении 2,5 млрд рублей. Кроме того, Магомед Магомедов рассказал о найденном у него дома золотом пистолете и другом оружии.
Рассмотрение ходатайства Следственного департамента МВД о продлении срока ареста бизнесменов проходило в одном процессе. Поддержать фигурантов приехало огромное количество представителей дагестанской диаспоры, друзей и родственников. Они до отказа заполнили самый большой зал суда.
Настаивая на дальнейшем нахождении предпринимателей в СИЗО, следователь Николай Будило апеллировал к тому, что, находясь на свободе, обвиняемые могут скрыться или помешать расследованию. Так, он сообщил, что у председателя совета директоров группы «Сумма» Зиявудина Магомедова в ходе обысков не нашли ни одного документа о наличии права собственности на недвижимость в России. «Это говорит о том, что он фактически проживает за границей и может скрыться», — заявил он.
Следователь добавил, что частный самолет, на котором накануне задержания бизнесмен и его брат собирались вылететь в Майами (США), в настоящее время покинул Россию. Найти воздушное судно, прикрепленное к зарегистрированной на Мальте компании, до сих пор не удается, хотя принимались меры для его поиска и ареста, сказал он. Николай Будило добавил, что в марте этого года следователи допросили большое количество сотрудников группы «Сумма»: теперь некоторые из них бежали за границу, двух нашли в ОАЭ и теперь требуют их выдачи.
«Связи в криминальной среде и политических кругах»
В ходатайстве следствия, которое ранее озвучил судья Алексей Криворучко, также говорилось, что «каких-либо мер для заглаживания причиненного вреда фигуранты не принимают, а для противодействия расследованию сообщают ложные сведения об инкриминируемых событиях». Кроме того, следствие сообщало, что у Магомедовых есть дорогостоящая недвижимость за пределами РФ и счета за рубежом, они обладают «связями в криминальной среде и политических кругах, а также в дагестанской диаспоре», им известны персональные данные сотрудников «Суммы». Все это обвиняемые могут использовать, чтобы скрыться, оказать давление на свидетелей и помешать расследованию. Ходатайство СД МВД поддержал прокурор.
Владелец и председатель совета директоров группы «Сумма» 49-летний Зиявудин Магомедов и его старший 51-летний брат, бизнесмен Магомед Магомедов, а также глава входящей в холдинг компании «Интэкс» Артур Максидов были арестованы по ходатайству Следственного департамента МВД России 31 марта этого года. Следствие утверждает, что братья Магомедовы были организаторами преступного сообщества, созданного в целях хищения бюджетных средств при строительстве ряда объектов — в частности, при подготовке площадки под строительство стадиона «Арена Балтика» к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Магомедовых обвинили в создании ОПС (ч. 1 ст. 201 УК РФ), а также в шести эпизодах мошенничества в особо крупном размере и одном эпизоде растраты (ч. 4 ст. 159 и ч. 4 ст. 160 УК РФ). Ущерб следствие оценивает в более чем 2,5 млрд рублей. Артуру Максидову вменили участие в преступном сообществе и один эпизод мошенничества (ч. 3 ст. 210 и ч. 4 ст. 159 УК РФ) на сумму почти 669 миллионов рублей, а Магомеду Магомедову также добавили незаконный оборот оружия (ч. 2 ст. 222 УК РФ).
Адвокаты назвали доводы следствия голословными. Они просили ходатайство следствия отклонить и перевести их подзащитных под домашний арест или отпустить под личное поручительство. Поручителями за главу группы «Сумма» готовы были стать 22 олимпийских чемпиона.
«Ни один из присутствующих в зале людей не может похвастаться тем, сколько мой подзащитный и его компания сделали для страны», — выступала адвокат бизнесмена Виктория Цилюрик. Она передала судье данные о масштабной благотворительной деятельности фигуранта, который строил школы, детские сады, спортивные объекты, а также спонсировал реконструкцию музеев и мечетей. Она отметила, что «в этой ситуации ставить его в один ряд с террористами, которые находятся в СИЗО, неправильно, несправедливо и незаконно».
Защитник отвергла доводы следствия о том, что обвиняемые не принимают мер для заглаживания ущерба. Она напомнила, что при избрании им меры пресечения 31 марта адвокаты предлагали залог за каждого из братьев Магомедовых в 2,5 млрд рублей.
Новые навыки
Сам Зиявудин Магомедов назвал свое дело «чисто экономическим» и заявил, что заинтересован в объективном расследовании. «Здесь критиковать нечего. Вину я не признаю», — сказал в суде бизнесмен. Он отметил, что по всем фактам, что ему «удалось лицезреть» в материалах дела, в одном случае было выиграно дело в арбитражном суде, а в другом «предприятие получило прибыль и заплатило налоги, объекты были сданы».
За два месяца нахождения в «Лефортово» миллиардер изменился — его волосы сильно отросли — но не только внешне: он поднаторел в юридических вопросах. Бизнесмен обратил внимание суда на то, что следователь не привел новых оснований для продления ему ареста, а «по одним и тем же обстоятельствам продлять меру пресечения нелегитимно». Он заявил, что много раз выезжал за рубеж, но всегда возвращался, а в России проводил 90% времени, поэтому утверждать, что он жил за границей, нельзя.
Магомед Магомедов также говорил об отсутствии хищений. Он представился председателем совета директоров компании «Кардальянс», в очередной раз заверив, что не имел отношения к группе «Сумма». При этом бизнесмен заметил, что в последние годы «крайне редко» виделся с младшим братом Зиявудином.
Он был убежден в экономическом характере преследования и в том, что расследование не имеет «никакой перспективы». Магомед Магомедов пояснил, что претензии следствия касаются лишь так называемого инжинирингового блока группы «Сумма», но в холдинге есть и другие компании, которые успешно работают и платят налоги. В этой связи, по его мнению, уголовное дело и арест его брата не идет бизнесу на пользу, а только вредит ему. «Его нахождение здесь [под арестом] не дает им нормально работать, — возмутился Магомедов. — Мне лично непонятно, на чем базируется такое страстное желание убить бизнес в целом».
Адвокаты бизнесмена также просили отпустить их клиента под домашний арест. Магомед Магомедов, как и Зиявудин, до задержания жил в поселке «Романово-2» Одинцовского района Подмосковья, но, в отличие от брата, он отец не троих, а шестерых детей. Кроме того, на иждивении у него находятся мать и гражданская жена.
Ходатайствуя об освобождении обвиняемого, одна из его защитников сообщила, что в условиях СИЗО состояние здоровья ее клиента пошатнулось, а 15 мая Магомедову в изоляторе сделали небольшую операцию на ноге. Адвокат посетовала, что еще в середине марта направила ходатайство о проведении обследования заключенного с участием врачей из гражданских медучреждений, но ответа не получила.
Поручители из спорта и шоу-бизнеса
За Магомеда Магомедова пожелали поручиться несколько олимпийских чемпионов и известных людей, в том числе певец Николай Расторгуев и шоумен Игорь Угольников. Кстати, в суде защитники фигуранта пояснили, откуда у их клиента три пистолета, которые нашли при обыске. Два из них оказались наградными, в частности, один из них, марки Ruger, в 2011 году Магомеду Магомедову подарил исполняющий обязанности президента Республики Абхазия.
Однако доводы защиты не убедили следователя. Николай Будило заявил, что оба подарочных пистолета на учете в РФ не состояли, а следовательно, хранились незаконно. Третий же, по заключению экспертизы, был переделан. По словам следователя, на допросе Магомед Магомедов сказал, что оружие ему подарило «некое лицо», но имени дарителя не назвал.
Обвиняемый поспешил внести ясность по этому вопросу. Он сообщил, что третий пистолет не был боевым — это, скорее, ювелирное изделие. «Он золотой, с ним на дело не пойдешь. Да и с пистолетами от глав государств на дело не пойдешь тоже», — сказал предприниматель. Магомед Магомедов заверил, что не прятал оружие, а хранил на видном месте — в библиотеке. Там, по его словам, было много других «ювелирных пистолетов от министров и замминистров». Их габариты были незначительны и не заинтересовали следователей. «Их посмотрели и великодушно оставили», — сказал бизнесмен.
Поездки в ОАЭ
Последний фигурант Артур Максидов также заявил о невиновности. Он рассказал, что работал в группе «Сумма» два года — с 2014-го по 2016 год, сдав за это время четыре объекта. Предприниматель был возмущен тем, что следователи в течение двух лет не предъявляли никаких претензий, а затем нагрянули к нему домой с обыском.
Максидов не отрицал, что у него есть счет за границей. « 23 тысячи евро, которые я положил на счет в латвийском банке, — это что, преступление? Я их не скрывал. Да и что такое 23 тысячи евро?» — не мог он понять претензии следствия.
Обвиняемый присоединился к просьбе о домашнем аресте, заверив, что не сбежит из-за малолетних детей, которым шесть и десять лет. «Как и для чего я от своих детей сбегу?» — недоумевал подследственный.
Но на это у следователя был свой контраргумент. Николай Будило сообщил, что до задержания Максидов неоднократно бывал в ОАЭ, где встречался со своим бывшим начальником, гендиректором компании «Глобалэлектросервис» Эльдаром Нагапловым и его предшественником Вячеславом Кочетовым. Оба объявлены в розыск и заочно арестованы.
В итоге, пробыв в совещательной комнате чуть больше часа, судья Алексей Криворучко продлил обвиняемым срок ареста до 5 августа. Их адвокаты заявили, что обжалуют решение в Мосгорсуде.