Что России делать с бытовым мусором?
Этот вопрос решили обсудить на конференции по переработке твердых коммунальных отходов в Торгово-промышленной палате
Читать на полной версииВопрос, что делать с бытовым мусором, обсудят на конференции «Опоры России» по переработке твердых коммунальных отходов (ТКО), которая пройдет в Торгово-промышленной палате. Участники поговорят о вариантах сотрудничества в том, что касается переработки отходов и применения переработанного сырья. Это актуальная тема, особенно на фоне массовых протестов против свалок в Подмосковье.
Как сейчас в России перерабатывают мусор? Отвечает президент Ассоциации рециклинга отходов Владимир Марьев:
— Мы собираем все в контейнеры, из контейнеров выгружаем в машины, везем в основном на полигон, там производим захоронение. В принципе, порядка 200 комплексов разных есть в стране, из них нормально работают 25-30, на которые это все везется, сортируется. Отсортировывается процентов 10 максимум, все остальное опять везется на полигон. Это то, что сейчас на практике. Ну, еще есть возможность некий раздельный сбор сделать. Но здесь раздельный сбор ведет кто? Допустим, предприятия, которые выпускают продукцию. Coca-Cola дает свои контейнеры, и сейчас в рамках расширенной ответственности производителя в эти контейнеры, которые ставят операторы, собираются пластиковые бутылки, они потом отвозятся на переработку.
— Что все-таки можно и нужно сделать, чтобы в России не было полигонов захоронения, таких, как, например, в Подмосковье, где акции протеста не стихают?
— Надо стимулировать переработчиков. Но прежде, чем закрывать полигоны, надо сначала создать условия, куда везти мусор. Там его сортировать, давать поддержку этим предприятиям, которые сортируют, тогда можно закрывать полигоны. А до этого момента так и будут протестные настроения, так и будут политики на этом греть руки.
Главная проблема при переработке твердых коммунальных отходов — выделение вторсырья из общей массы мусора, где смешаны пищевые отходы, бумага, пластик, стекло и металл. Именно сортировка — самая затратная часть процесса, объясняет учредитель компании «ВторРесурс» Алексей Масленников:
Алексей Масленников учредитель компании «ВторРесурс» «Сортировка — это очень затратная вещь, если по компонентам, если надо получить продукт, который надо продать. В принципе, сортировка оказалась дороже, чем сжигание отходов, потому что при сжигании мы уменьшаем значительно, до 20 раз объем бытовых отходов, при этом также можно выделить металл, получить, в конце концов, технологический шлак, которым можно те же полигоны бетонировать. Ну и попутно получать электричество, и выбросы от этих мусоросжигательных заводов не больше, чем от магистралей и шоссе, по которым мчатся все современные автомобили. За рубежом есть промежуток, то есть вот эту самую невыгодную часть выполняют муниципалитеты, организуют этот раздельный сбор. Переработка, сортировка, вся эта непроизводительная часть — это на плечах государства. А вот уже когда из этого мусора получилось сырье, там уже включается рынок. Чем лучше вы сырье получаете, тем больше цену вам дают покупатели и чистый рынок. А у нас получается, что самый невыгодный процесс с точки зрения бизнеса пытаются отдать мелким предпринимателям — даже не среднему, крупному, а мелким. А они, естественно, кто-то тыркнулся, кто-то понял, они видят, что это утопия, и не хотят. А чиновники удивляются, а почему это бизнесмены у нас не занимаются мусором, когда на всех перекрестках кричат, что это золотое дно. Потому и не занимаются, что не выгодно».
Москва ежегодно будет выделять 3 млрд рублей на рекультивацию подмосковных мусорных полигонов. Об этом в субботу в эфире телеканала РБК заявил столичный мэр Сергей Собянин.