Турция выторговала у России скидку на газ
По словам президента Турции Эрдогана, Россия предоставит скидку в 10,25% на газ, поставленный в 2015-2016 годах. Эксперты опасаются, что Турция — ненадежный партнер, и торг на этом не закончится
Читать на полной версииРоссия пополнит турецкий бюджет более чем на миллиард долларов. О том, что Россия вернет часть денег за ранее поставленный газ, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
По его словам, достигнута договоренность о том, что Россия предоставит скидку в 10,25% на газ, поставленный в 2015-2016 годах. Разница будет возвращена «живыми» деньгами в бюджет Турции.
Это заявление появилось сразу после подписания «Газпромом» и правительством Турции протокола о строительстве сухопутного участка второй нитки «Турецкого потока». Эта новость не очень удивила доцента кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства Сергея Хестанова.
Торговаться Турция теперь будет бесконечно, это не слишком надежный бизнес-партнер, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Выторговывание скидок — это сейчас модная тема на рынке газа, этим занимается не только Турция, однако нынешняя договоренность позволит реализовать на турецком направлении аналог «Северного потока — 2», считает замгендиректора по инвестициям ИК «УНИВЕР — Капитал» Дмитрий Александров.
Дмитрий Александров замгендиректора по инвестициям ИК «УНИВЕР — Капитал» «За последние как минимум пару лет, вообще вопрос о скидках при любых газовых сделках начинает сейчас уже как инфоповод доминировать. И со стороны Восточной Европы, и со стороны Западной Европы с основными своими потребителями «Газпром» постоянно начинает сталкиваться с тем, что возникает вопрос о скидках. И, так или иначе, они начинают предоставляться, причем в разной форме. Либо как какой-то коэффициент с привязкой к спотовым ценам, либо как возможность, например, увеличить или, наоборот, уменьшить объемы выбора по сравнению с контрактным объемом. В Турции то же самое примерно происходило, причем здесь это еще одновременно увязывается на ряд дополнительных проектов, вообще, мне кажется, не связанных с газом. Это, во-первых. А, во-вторых, естественно, все время держится в уме возможность использования турецкого направления для доставки газа в Южную Европу в больших объемах. То есть как раз для того, чтобы уйти к каким-то объемам, существенно превышающим 30 млрд кубометров в год. То есть, грубо говоря, некий аналог того проекта, из-за которого пришлось отказываться в свое время не заплатившей Болгарии, Еврокомиссии и так далее. То есть никакого прорывного решения нет, это, скорее, на самом деле, технический чисто момент, но он позволяет идти дальше. В том случае, если будут возможности для того, чтобы использовать Турцию для увеличения объемов поставок газа в Европу, сравнительно быстро можно было бы это решение претворить в жизнь, построив по той же трассе еще одну или две нитки. То есть, грубо говоря, аналог «Северного потока — 2» может быть реализован и на турецком направлении, тогда это будет хорошая замена «Южному потоку».
Заявление Эрдогана прозвучало во время его предвыборного выступления в Эрзеруме. Турция в последнее время страдает от резкого обесценивания национальной валюты. С середины марта лира обесценилась по отношению к доллару почти на треть и доходила до уровня 4,85 за доллар. Интервенция турецкого Центробанка в четверг, 24 мая, и увеличение кредитной ставки с 13,5 до 16,5% сработали ненадолго. Падение курса возобновилось уже к вечеру того же дня.