Санкции за санкции: 20 лет за госизмену
В Госдуме предложили заменить уголовную ответственность административной против тех, кто поддерживает иностранные санкции на территории России. О чем договорились депутаты?
Читать на полной версииБизнес-сообщество и депутаты искали компромисс и сверяли свои позиции в отношении законодательной инициативы о введении уголовной ответственности за исполнение иностранных санкций на территории России, а также за умышленное содействие их введению. Все происходило в Госдуме в рамках совета по законотворчеству.
Бизнесмены настаивали на замене уголовной ответственности административной. А в пылу обсуждений удивили одного из разработчиков законопроекта председателя Госдумы Вячеслава Володина предложением приравнять подстрекательство к санкциям против России к госизмене. В итоге решили продолжить этот разговор в июне.
На совете присутствовал директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов. Своим мнением о заседании он поделился с Business FM.
Александр Пожалов директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований «Обсуждался целый ряд развилок, либо связанных с декриминализацией ответственности — высказывались за перевод статьи из Уголовного кодекса в Административный, либо связанных с опросами — обязательно ли нужно запрашивать мнение правительства о том, отказываться ли от совершения каких-то сделок российскими компаниями на территории России из-за западных санкций. Я могу сразу сказать, что, на мой взгляд, не было и внутри бизнес-сообщества единства мнений, звучали разные предложения, и по этой причине руководство Госдумы предложило взять одну-две недели на дополнительную проработку всех этих вопросов, а также на обсуждение законопроекта с Верховным судом и обсуждение законопроекта и предложений РСПП с правительством, чтобы уже в начале июня провести заседание совета по законотворчеству по некоему готовому компромиссному варианту текста законопроекта ко второму чтению. А что касается вопроса об уголовной ответственности за передачу сведений и за подстрекательство к введению новых санкций против России, то это вторая часть этого законопроекта, она касается тех граждан, как правило, это наши представители какой-то несистемной политической оппозиции, которые открыто ведут работу с правительствами других государств, с различными международными неправительственными организациями по составлению таких санкционных списков, и даются открытые рекомендации по введению новых санкций против российских бизнесменов, отдельных российских чиновников. И здесь, в общем, для меня тоже достаточно неожиданным оказалось то, что российский бизнес консолидировано в ходе заседания совета высказался за то, чтобы такую уголовную ответственность за пособничество в введении новых санкций, вплоть до того, что там часть представителей деловых кругов даже вообще предлагали их приравнять к такому преступлению, как государственная измена».
Председатель Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание на несоразмерность предлагаемого и той нормы, за которую Госдума уже проголосовала в первом чтении. «Дело в том, что ответственность за госизмену предполагает порядка 20 лет тюремного заключения. А предложения, которые ранее были внесены, и предложены для обсуждения предлагали за аналогичные действия ответственность до трех лет лишения свободы», — пояснил спикер.
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов надеется, что ко второму чтению законопроекта разум все-таки возобладает.
При этом первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев считает, что предложение смягчить наказание за соблюдение санкций против России беспринципное и отменять уголовную ответственность не стоит:
— Бизнес предлагает смягчить закон о наказании за исполнение санкций. Что вы думаете об этом?
— Я думаю, что эту не самую патриотичную идею надо довести до абсурда и пойти дальше. Зачем нам административное наказание? Давайте ограничимся общественным порицанием. Я предлагаю вообще, чтобы весь пар ушел в свисток, и будем порицать бизнес, который не является российским резидентом, который уводит капиталы в офшорные зоны, которые готовы дискриминировать российские предприятия и российских граждан. Я считаю, что это абсолютно неправильная позиция, и нам стоит патриотизму учить бизнес так, как это делают в США и других странах: что на территории РФ не могут дискриминироваться российские структуры в связи с тем, что другими странами приняты санкции против России. Мне кажется, это вообще абсурд, это даже обсуждать не надо. И я думаю, что должны быть жесточайшие меры, и тогда после одного-двух случаев вопросы просто возникать не будут.
В то же время у лидера ЛДПР Владимира Жириновского свой взгляд. Он считает, что закон о контрсанкциях может быть «мертвым», и его не обязательно будут применять, но он необходим, так как заставляет задуматься тех, кто пытается напугать Россию и хочет нанести ей экономический ущерб.