Роман Абрамович — свой или чужой? Решится ли Лондон наказать бизнесмена? Ранее британские СМИ сообщили, что от бизнесмена могут потребовать объяснить происхождение его средств. А до этого стало известно, что Англия затягивает продление ему инвестиционной визы.
Почему именно Абрамович? И как будут выглядеть британские власти, если посягнут на его активы?

Уж 15 лет прошло с тех пор, как Роман Абрамович купил «Челси» и прославился на всю Британию. В Лондоне зарегистрирована Millhouse — компания, которая управляет активами бизнесмена и его партнеров. Там же «прописан» Evraz. Происхождение средств Романа Аркадьевича проверяли британские банки. Абрамович инвестировал десятки миллионов долларов в британские стартапы — модная альтернативная энергетика и зеленые технологии. Он платит деньги юристам, которые тоже не могут получать гонорары от сомнительных клиентов. У него много элитной британской недвижимости, и когда он ее покупал, то никаких вопросов не было.

А теперь бизнесмена могут попросить объяснить происхождение его состояния. В стране действует закон «О криминальных финансах». И если кто-то не сможет доказать легальность своих средств, то их могут заблокировать и конфисковать. Правда, если это случится с Абрамовичем, ситуация будет пикантной, говорит глава юридической компании «Гололобов энд партнерс» Дмитрий Гололобов:

Дмитрий Гололобов глава юридической компании «Гололобов энд партнерс» «Если дело дойдет до суда, я думаю, британские власти будут выглядеть очень бледно и нехорошо. Недаром они в парламентском репорте: «Ой, мы сами этому содействовали. Там это получилось». Так, ну хорошо. Но вы же сами все это и сделали по факту: вы брали деньги, сэры, лорды сидели у него в совете директоров, ели с руки. Если это все описать, это просто стыдобы не оберешься. Многим будет настолько стыдно, больше, чем Харви Вайнштейну в этой истории с сексуальными домогательствами».

Основа состояния Абрамовича — акции «Сибнефти», которые он 13 лет назад продал за 13 млрд долларов. А шесть лет назад бизнесмен выиграл суд у Бориса Березовского. Этот вердикт означает, что Лондон признал, что именно Абрамовичу принадлежала мажоритарная доля в «Сибнефти» и он Березовскому ничего не был должен.

Но значит ли это, что Высокий суд Лондона признал законность происхождения состояния владельца «Челси»? Совсем нет, скорее, наоборот: именно тогда британская Фемида пополнила свой словарный запас терминами «кидалово», «крыша» и «замочить».

Хотя по таким же признакам можно экспроприировать остатки имущества Михаила Ходорковского, ныне проживающего в Британии. Может, он и пострадал от «режима», но ведь тоже участвовал в залоговых аукционах. А еще есть Алишер Усманов, который, как и Абрамович, каждый год входит в список самых богатых жителей Англии. Почему Соединенное Королевство остановилось на Абрамовиче?

Валерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «Из принципа: нам надо ударить по тем людям, которые считаются кошельками режима. И Абрамович в этом списке находится на первом месте, поэтому они сейчас прощупывают реакцию общественную, международную реакцию, способность Абрамовича противодействовать, потому что он может обратиться в суд. В общем, у них уже созрела, насколько я знаю из своих недавних встреч и бесед, моральная и психологическая готовность приступить к жестким действиям».

Об этой готовности можно судить по заявлению министра иностранных дел Бориса Джонсона. Ему, оказывается, понравилось, как эффективно американские санкции ударили по Олегу Дерипаске и Виктору Вексельбергу. А после «Брекзита» Британия может без оглядки на остальную Европу вводить санкции против Москвы. Возможно, все это закончится ничем. Зададут несколько вопросов, он на них ответит и, допустим, отправится в Россию. Он ведь, судя по данным Forbes, большую часть года все-таки проводит на родине, где и платит налоги.

Не сложился у него роман со Швейцарией, где он хотел поселиться на элитном горнолыжном курорте. Сначала подал запрос на вид на жительство, но потом сам же его и отозвал. Как объяснили СМИ, бизнесмен в итоге решил получить вид на жительство на британском острове Джерси, зависимой от страны территории. И у него уже есть там статус «ценного резидента». Роман Аркадьевич и для Москвы, и для Лондона — свой. Неужели поднимется рука?