Дональд Трамп попросил Ангелу Меркель отказаться от поддержки «Северного потока — 2». В обмен президент США предложил переговоры по новому торговому соглашению. Об этом написала The Wall Street Journal со ссылкой на чиновников Германии, США и ЕС. Как отмечает издание, без торгового соглашения Европа уже с 1 июня столкнется с заградительными пошлинами США на импорт стали и алюминия.

Эммануэль Макрон, в свою очередь, заявил, что Евросоюз согласен вести переговоры с США по вопросам торговли лишь при условии, что с их стороны не будут применены новые пошлины на металлы. Как пишет РИА Новости, в то же время Еврокомиссия обнародовала распоряжение о возможности введения с 20 июня ответных пошлин в размере 25% на импорт ряда товаров из США. Ранее источник агентства в Брюсселе сообщил, что в обмен на отказ от пошлин США Европа готова больше закупать американского сжиженного природного газа.

Чья позиция в этих переговорах сильнее? Этот вопрос ведущий Busoness FM Алексей Пантелеев обсудил с политологом Георгием Бовтом:

— Насколько все это правдоподобно и на чем могут остановиться стороны?

— Это все весьма правдоподобно, потому что недовольство США «Северным потоком — 2» продиктовано не только желанием усилить санкционное давление на Россию, но и желанием увеличить экспорт сжиженного газа своего в Европу. Эти вещи взаимосвязаны, и их всегда связывали между собой. Поэтому, может быть, они договорятся о каких-то параметрах конкретных объемов импорта американского СПГ, и тогда я не исключаю возможность, что европейцы пойдут на уступки Америке по части «Северного потока — 2».

— В первую очередь страдать будут немецкие компании, поскольку сжиженный газ наверняка будет намного дороже, чем российский трубопроводный. Есть ли у Европы какой-то вариант, чтобы все-таки не поддаваться?

— Теоретически такой вариант у Европы есть: она может принять солидарное решение о том, чтобы не подчиняться американским санкциям. Такой прецедент был всего лишь один раз, в 1996 году, когда они отказались следовать американским санкциям в отношении Ливии и Ирана. Мне кажется, что Дональд Трамп не такой договороспособный, как был Билл Клинтон, и он будет переть, как бульдозер. Состояние американской экономики сейчас получше, чем европейской, у него больше козырей на руках. К тому же он не всегда считается с какой-то экономической целесообразностью, а считает, что можно нахрапом добиться больших успехов. Поэтому готовность Европы пойти против Америки во фронтальную атаку мне представляется весьма низкой.

Сообщения о торге между ЕС и США пришли накануне визита в Россию Ангелы Меркель. 18 мая немецкий канцлер встретится с Владимиром Путиным в Сочи. Она заявила, что собирается обсуждать с российским президентом международную повестку, но не вопросы санкций.

Об этом, а также о позиции Европы ведущая Business FM Татьяна Калинина побеседовала с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым:

— Слишком откровенным и наглым является давление, когда США сначала создают трудности в торговле, а потом говорят: мы можем пойти на переговоры, отыграть чуть-чуть назад, но вы займитесь «Северным потоком». Все это выглядит как откровенный вызов и выкручивание рук, и это не может не раздражать немецкий и европейский бизнес. Тут начинают работать уже законы физики, когда сила действия равняется силе противодействия, и особенно после визита Меркель и Макрона в США, когда Трамп, по большому счету, вытер о них ноги. Они приехали к нему унижаться, умолять все-таки решить вопрос с Ираном, а он демонстративно даже чуть раньше обещанного срока выходит из этого соглашения и ставит персонально Меркель в абсолютно идиотское положение, а заодно и президента Франции. И тогда уже возникает вопрос: а зачем нам нужен такой ментор, такой старший товарищ, который все время нас подставляет и ввязывает в какие-то невыгодные экономические истории: сегодня Россия, завтра — Иран, послезавтра — что еще придет в голову Трампу? Ввести санкции против Китая, и тоже европейский бизнес должен это поддерживать? Поэтому в ситуации, когда Германия выдала все разрешения, когда немецкий бизнес все равно участвует в этом проекте, там все равно есть пять европейских партнеров — и немецкие, и австрийские компании — бизнес ждет этот проект, он нужен Германии.

— И все это происходит накануне визита Меркель в Россию. Станет ли этот обмен баш на баш основной темой? Есть ли у нас вообще аргументы для торга?

— Тема «Северного потока — 2» будет подниматься однозначно. Меркель — одна из самых жестких критиков России, но несмотря на это персонально всегда «Северный поток — 2» поддерживала. Здесь она все-таки не может игнорировать мнение своего бизнеса. Я сильно сомневаюсь в том, что сейчас Меркель изменит свою позицию, более того, такая грубая форма выкручивания рук, мне кажется, даже Меркель не оставляет вариантов. Поэтому я думаю, Путин все-таки будет всячески заставлять Меркель публично признать, что она поддерживает «Северный поток — 2» и на столь грубые формы шантажа поддаваться не будет.

Зампомощника госсекретаря США по энергетической дипломатии Сандра Оудкирк заявила, что европейские компании, работающие над «Северным потоком — 2», могут оказаться под санкциями США, сообщает Bloomberg. Речь идет о большом законе о санкциях, принятом в прошлом году. Там в том числе есть пункт о российских экспортных трубопроводах. Правда, ввести такие санкции американский президент может только по согласованию с партнерами США. Одним из них как раз является Европа, заинтересованная в строительстве «Северного потока — 2».