Санкции за санкции: дубинка, которой можно больно ударить по бизнесу
Законопроект об уголовной ответственности за инициирование и соблюдение в России западных санкций внесен в Госдуму. Наказание — лишение свободы на срок от трех лет и штрафы от полумиллиона рублей. Каковы шансы на принятие закона и кому он в реальности может грозить?
Читать на полной версииВ Госдуму внесли законопроект о наказании для тех, кто подчиняется иностранным санкциям. Правда, в парламенте уточнили, что это не коснется Сбербанка и ВТБ, не работающих в Крыму.
Впрочем, сам текст документа пока очень туманный и настолько сбивает с толку, что не грех его процитировать: «Совершение действий (бездействие) в целях исполнения решения иностранного государства, если эти действия (бездействие) повлекли ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок». Что это значит, депутаты пока не пояснили.
Формулировка так размыта, что под нее можно подогнать все что угодно. К примеру, в России работает множество «дочек» западных компаний. Если они перестанут сотрудничать с кем-то, кто попал под санкции, значит, за это можно уже наказывать, сами компании оштрафовать, а их руководителей — посадить до четырех лет? Или российское предприятие перестанет работать с подсанкционными лицами и структурами, а оно экспортер, приносит в страну валюту и боится ее потерять из-за санкций. Но лучше быть не очень богатым, зато на свободе.
Вряд ли закон будет реально работать. Скорее, цели другие, считает директор Центра социально-политических исследований Сергей Поляков:
Сергей Поляков директор Центра социально-политических исследований «Мне сложно себе представить наших соотечественников, которые будут каким-то образом способствовать введению санкций. Кто это, наши олигархи, которые побегут в Госдепартамент и будут там уговаривать американских чиновников вводить дополнительные санкции? Что это, каков состав преступления по этой статье? Вот что сложно представить. Поэтому я думаю, это исключительно пиар-проект, когда мы действительно демонстрируем сплоченность российского общества против западных санкций».
Парламентарии не пояснили, какие санкции имеют в виду — новые или старые тоже. Если любые, то в стране очень много кандидатов на то, чтобы сразу получить неприятности — те же банки, которые перестали работать с оборонкой, и те, что, опасаясь санкций, не работают в Крыму.
В Госдуме, правда, сказали, что закон не коснется двух госбанков — Сбербанка и ВТБ. Но в данный момент об этом в документе ничего нет. Более того, в примечании о хозяйственных сделках прямым текстом сказано: «в том числе действия, направленные на открытие банковского счета, осуществление и принятие платежей, совершение операций с ценными бумагами и их учет и тому подобное».
Можно толковать это так, что банк, который не работает на полуострове, бездействует, подчиняясь западным санкциям. И это не только Сбербанк и ВТБ — проще перечислить те банки, что есть в Крыму, нежели те, что отказались. Впрочем, то, что в Госдуме оговорились про банки, уже хорошо, говорит первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев:
У депутатов еще есть возможность в трех чтениях все подкорректировать и объяснить. Но Дума решила принять этот закон молниеносно: 17 мая — второе чтение, через пять дней — окончательное третье. И поскольку документ поддержало и правительство, и Верховный суд, есть сомнения, что он сильно изменится.
Более того, одновременно парламент будет обсуждать и другой законопроект — об ответных мерах на иностранные санкции, тот, который дает правительству право их вводить, хотя у кабмина оно и без этого есть. Закон просто содержит список мер, и, как сообщали СМИ, из него уберут важный пункт о запрете на импорт лекарств. Вообще все решения будут принимать на самом верху, а вот санкции за санкции — поправки в Уголовный кодекс, а это уже епархия силовиков, и у них появится дубинка, которой можно больно ударить по бизнесу.