Обновлено 18:46
Алексей Гордеев, кандидатуру которого предложили на пост вице-премьера по сельскому хозяйству, возможно, возглавит еще и Минсельхоз. Кроме того, по информации СМИ, пост министра культуры может сохранить Владимир Мединский.
Как пишет РИА Новости, Алексей Гордеев, возможно, совместит в правительстве пост министра и вице-премьера. Ранее Дмитрий Медведев предложил его кандидатуру на должность своего заместителя по сельскому хозяйству. РБК добавляет, что Гордеев заодно возглавит Минсельхоз, то есть будет курировать деятельность собственного министерства. Таким образом, Александр Ткачев может покинуть пост министра сельского хозяйства. Гордеев уже совмещал должности министра и вице-премьера еще в правительстве Михаила Касьянова в начале 2000-х годов.
РБК также пишет, что пост главы Минкульта сохранит Владимир Мединский. По данным издания, за это выступила вице-премьер Ольга Голодец, которая в новом правительстве будет отвечать за спорт и культуру.
Как сообщает РИА Новости, свои посты в правительстве, вероятно, также сохранят министр обороны Сергей Шойгу, глава Минпромторга Денис Мантуров, министр иностранных дел Сергей Лавров. Кроме Ткачева, по данным источника агентства, правительство покинут министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов и министр транспорта Максим Соколов.
Кроме того, РБК пишет, что не названный в числе вице-премьеров Дмитрий Рогозин возглавит «Роскосмос», который при нем будет преобразован в ракетно-космический холдинг. По другой версии, Рогозин станет советником главы «Роскосмоса». Также «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Белом доме пишет, что в своем кресле останется министр энергетики Александр Новак.
Перестановки, которые анонсируют СМИ, Business FM обсудила с директором центра политологических исследований Финансового университета Павлом Салиным:
Павел Салин: Если данная информация подтвердится, то продолжается тот тренд, который был задан анонсами кандидатур на должности вице-премьеров, то есть обновление кадрового состава правительства, но несколько меньше, чем ожидалось. В принципе, назначения, которые анонсированы, выглядят логично: у каждого есть своя логика, есть другая логика, которая этой логике противоречит, но ничего такого особо сенсационного — за исключением, может быть, того, что Мединский останется — нет.
Многие уже отправляли Мединского в отставку в своих предположениях, но, похоже, он останется. На ваш взгляд, почему? И почему уйдет Ткачев — если он, конечно, действительно уйдет — и вместо него будет Гордеев в ипостаси сразу и министра, и вице-премьера?
Павел Салин: Что касается совмещения Гордеевым двух постов, здесь как раз все выглядит логично, потому что в противном случае в правительстве могло бы возникнуть двоевластие: нынешний пока еще министр представляет интересы южных агрохолдингов, а новый потенциальный вице-премьер представляет интересы агрохолдингов Центральной России. Здесь мог бы возникнуть очень серьезный конфликт относительно приоритетности. А что касается самой схемы, она логична, не является уникальной. И Силуанов совмещает посты вице-премьера и министра, и Гордеев имеет такой опыт в начале 2000-х — он совмещал два поста. Так что с административной точки зрения вопросов не возникнет. А что касается Мединского, видимо, за последние несколько месяцев он провел колоссальную работу для того, чтобы остаться, подключил все ресурсы — и медийный, и аппаратный. Значит, ему это удалось, значит, власть уже не так сильно реагирует на публичные скандалы, как это можно было бы предположить.
Все-таки при Гордееве сельское хозяйство особых успехов не демонстрировало. При Ткачеве с сельским хозяйством вроде как более или менее все налаживается. Почему такая замена, на ваш взгляд?
Павел Салин: Что касается Гордеева, сама идея крупных агрохолдингов, за счет которых резко выросло сельхозпроизводство и все прочее, как раз была реализована при Гордееве. Ткачев продолжил эту линию и пожал плоды. Поэтому нельзя говорить, что не наблюдалось каких-то видимых успехов — просто тогда сказался эффект низкой базы. Просто основа этого успеха была как раз заложена при Гордееве. И успех при Ткачеве во многом был связан с контрсанкциями. Поэтому с точки зрения управленческих навыков оба управленца находятся примерно в одной весовой категории.
Если Рогозин действительно возглавит ракетно-космический холдинг, это можно оценивать как понижение или повышение и почему именно так?
Павел Салин: Это, конечно, можно расценивать как понижение, потому что как вице-премьер он формально курировал работу этой структуры. Почему именно так? Возможно, ему дают какой-то шанс реализовать себя в качестве управленца, потому что в качестве вице-премьера к нему как к управленцу образовалось очень много вопросов. Может быть, ему дают шанс реабилитироваться, потому что скандалы-то были серьезные — иначе у правоохранителей могут возникнуть серьезные вопросы.
Особой неожиданности в том, что Шойгу сохранит пост министра, для большинства нет, но в либеральной прессе звучали предположения, что его-то как раз уволят. Венедиктов говорил, что его отправят, видимо, в отставку за некую ложь, которую он якобы доносил президенту. Тем не менее он остается. На ваш взгляд, насколько устойчивы его позиции?
Павел Салин: Лично у меня устойчивость позиций Шойгу вызывала большие вопросы — не в силу того, что к нему есть претензии как к управленцу, или в силу тех аргументов, которые приводил Венедиктов, не уверен, что они имеют под собой основания. Но у Шойгу достаточно высокий устойчивый рейтинг. В нынешней политической системе быть публичным политиком может только один человек — это Владимир Путин. Но если примут решение о сохранении, значит, потенциал роста рейтинга Шойгу не расценивается как угрожающий или серьезный.
Те, кто, видимо, не войдет в правительство, — это министр транспорта Соколов, а также министр по делам Открытого правительства Абызов. На ваш взгляд, что с их работой не так?
Павел Салин: Что касается Абызова, там и так возникали вопросы. Правительство вроде открытое, а в чем проявляется открытость, где результаты работы? Плюс представитель команды Медведева Акимов приходит, наверное, курировать отчасти ту же самую отрасль, но несколько под другим ракурсом. А что касается Соколова, помните, какие скандалы были по транспортной линии? Претензии накопились, и, видимо, некому было вступиться с аппаратной точки зрения.
Дмитрий Медведев предложит Владимиру Путину структуру нового кабмина уже 15 мая. Об этом сообщила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. Как она отметила, это не означает, что будут озвучены кадровые решения.