СМИ: банки нашли способ блокировать сомнительные операции в обход черных списков
Чтобы сталкиваться с реабилитацией как можно реже, особенно в отношении граждан, они стали отказывать клиентам, не передавая информацию в Росфинмониторинг, пишет «Коммерсантъ»
Читать на полной версииРеабилитация банковских клиентов не работает. Кредитные организации нашли способ блокировки сомнительных операций в обход черных списков. Об этом написала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванные источники.
Механизм двухуровневой реабилитации клиентов, получивших отказ банка в обслуживании, полноценно заработал во второй половине апреля и сразу обернулся новыми сложностями. Отказники стали активно обращаться в банки с запросами на исключение из черных списков. Банки же придумали оригинальный способ минимизировать хлопоты вокруг подобных запросов. Чтобы сталкиваться с реабилитацией как можно реже, особенно в отношении граждан, они стали отказывать клиентам, не передавая информацию в Росфинмониторинг.
Однако самому клиенту никто не сообщает его статус. В результате выяснить, что происходит, можно только опытным путем, то есть попытавшись провести операцию или открыть счет в других банках. Если клиент в списке, то отказы будут следовать один за другим, причем проходить сложную процедуру реабилитации придется за каждый.
В результате, по словам собеседников издания, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг сейчас не превышает 0,01% от общего количества отказов. В то же время глава думского комитета по финансовому рынку, член фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков назвал эту проблему надуманной.
— Отказ по признаку сомнительности — конечно, банк должен уведомить Росфинмониторинг о том, что было отказано в проведении соответствующей операции. Но и несообщение в Росфинмониторинг этой информации не является нарушением законодательства. Насколько я знаю, такой проблемы нет, чтобы банки обходили принятый недавно закон по возможности реабилитации граждан, попавших в так называемые черные списки. Очевидно, если банк отказывает в проведении операции, никуда не сообщая, этот клиент может спокойно идти в другой банк, и просто в результате тот банк, который отказал в проведении операции, теряет клиента, и все.
— Кто в зоне риска находится, если мы говорим о гражданах? Это могу быть я, например? Перевела деньги со своей карты на карту другого человека — и все, в черном списке.
— Ну, такое вряд ли возможно, потому что реально по жизни сотая, а то и тысячные доли процентов клиентов в кредитных организациях попадают в такие списки. Но в абсолюте это довольно большая цифра была, особенно по ситуации 2017 года. Как правило, это те, кто долго не проводил операций, а потом вдруг начинает проводить операцию по снятию наличных средств с кредитной карты. Либо к нему не поступали никогда значительные суммы, а потом вдруг неожиданно поступила значительная сумма. Соответственно, возникает вопрос, откуда она. Бывают случаи, когда с одного карточного счета распыляются по многим-многим другим счетам, проводятся операции вдруг. Это явный признак сомнительности, потому что непонятно, зачем такие действия осуществляются.
Что может сделать клиент, если банк отказал ему в проведении операции? Комментирует управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов:
— Формально клиент должен в данной ситуации обратиться непосредственно в отделение, где у него открыт счет, к руководителю с письменным требованием, запросом, чтобы ответили, почему. Если это не происходит, нет ответа в разумные сроки, а так как сроки у нас предусмотрены небыстрые, в течение 30 дней, я предполагаю, что на практике лучше клиенту непосредственно прийти на прием к начальнику отделения, где открыт счет, и в личной беседе поинтересоваться, почему. Если это не происходит, то в рамках закона клиент имеет право обращаться как в суд, так и в правоохранительные органы в связи с тем, что сотрудники банка незаконно, не давая письменных ответов, скажем так, заблокировали денежные средства, что приносит определенные убытки — и материальные, и моральные — клиенту. То есть, по сути, здесь можно говорить в том числе о нарушении уголовного права со стороны банка.
— По поводу практики применения 115-го ФЗ. Было много жалоб и от бизнеса, теперь выясняется, что есть и у «физиков» проблемы. Кто, собственно, виноват — законодатели, регулятор? И что, собственно, с этим делать?
— У нас законы с точки зрения логики, понимания очень правильно составлены. Они красиво написаны, они логично изложены. Но правоприменительная практика, то есть с точки зрения, почему они работают так не очень хорошо или нечетко, это уже вопрос к органам исполнительной власти, скажем так. Тем органам исполнительной власти. Либо необходимы какие-то точные комментарии [представителей] исполнительной власти, которые обязаны применять закон. К примеру, разъяснения Центрального банка, что должны банки делать в данных ситуациях. Таковых разъяснений нет.
Списки сомнительных клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении этого закона, Банк России рассылает кредитным организациям с июля прошлого года. После этого стали появляться жалобы на отказ в проведении банковских операций, в первую очередь со стороны представителей бизнеса.