Отмены долгожданной ядерной сделки три года ждут. Комментарий Георгия Бовта
Президент США уже на следующей неделе может разорвать ядерную сделку с Ираном, на этом фоне Израиль заявил, что Тегеран разрабатывает ядерное оружие. Какую игру ведет Вашингтон?
Читать на полной версииПрезидент США Дональд Трамп и его помощники призывают если не отменить, то очень сильно пересмотреть ядерную сделку с Ираном. Против такой перспективы уже высказалась не только непосредственно исламская республика, но и страны — гаранты соглашения: Россия, Франция, Великобритания и Китай. Впрочем, Трампа они, похоже, не убедили, свои соображения по поводу Ирана он должен представить конгрессу не позднее 12 мая.
Какую игру ведет президент США? Об этом в комментарии Георгия Бовта.
Обнародованное на днях израильским премьером Биньямином Нетаньяху секретное досье, в том числе о военной ядерной программе Ирана, не уличает Тегеран в том, что тот нарушал условия ядерной сделки 2015 года. Это дало лишь повод обвинять его во лжи о своих намерениях. Дональду Трампу, который в ходе избирательной кампании грозился сделку пересмотреть, это дает повод, когда наступит срок очередного ее продления со стороны США, а это 12 мая, заявить о выходе из соглашения, оставив право окончательно решать вопрос конгрессу.
Трамп добивается кардинальной ревизии соглашения, а именно — хочет дополнить его пролонгацией запрета на обогащение урана Ираном после 2025 года. Также он хочет пристегнуть к соглашению ограничения на программу создания иранских баллистических ракет. По словам госсекретаря Майка Помпео, Трамп обсудит ситуацию с Израилем, а также с гарантами соглашения 2015 года, которые, в свою очередь, все высказались за сохранение сделки.
Даже Великобритания на сей раз решила возразить Америке. Среди европейских гарантов, похоже, французский президент Эммануэль Макрон, побывавший недавно с визитом в Вашингтоне, решил взять на себя инициативу по сохранению соглашения. Суть его предложений, поддержанных Великобританией и Германией, состоит в том, чтобы, не меняя само соглашение, дополнить его новыми договоренностями, касающимися как ракетной программы Ирана, так и пролонгации запрета на ядерные разработки после 2025 года. В этом случае документы, которые обнародовал Израиль и из которых следует, что у Ирана была именно военная ядерная программа, но он это скрывал, смогут оказать дополнительное давление на Тегеран с тем, чтобы тот проявил уступчивость.
Если удастся достичь таких соглашений, Трамп получит возможность выйти победителем из ситуации без того, чтобы торпедировать ядерную сделку полностью. Иран же вместо возобновления санкций против него в полном объеме получит надежду на отмену уже не только тех санкций, которые были увязаны с ядерной программой, но и тех, которые не были охвачены соглашением 2015 года и были наложены США за разработку программы баллистических ракет, за «поддержку терроризма» и так далее.
То есть у Тегерана вроде есть мотив пойти на уступки. Надежду на это дает опубликованное совместное заявление президентов Франции и Ирана, где сказано, что стороны полны решимости работать над сохранением соглашения 2015 года. В случае компромисса Европе не придется столкнуться с резким скачком цен на нефть в связи с возобновлением санкционного давления на Иран, а немецкие и французские компании продолжат свои проекты в этой стране, начатые после частичной отмены санкций.
Из администрации Трампа нет каких-либо намеков, которые свидетельствовали бы о готовности пойти на какие-либо шаги в отношении Ирана, кроме выхода США из «Совместного всеобъемлющего плана действий». Возможно, Трамп всего лишь следует своей традиционной тактике и усиливает давление, чтобы в последний момент, проявив как бы сговорчивость, предложить сделку на своих условиях. Скорее всего, он будет тянуть до 12 мая с прояснением своей позиции, а затем, возможно, переадресует решение проблемы конгрессу. Так что пространство для торга пока есть.
Что еще обращает на себя внимание в связи с нынешней ситуацией вокруг Ирана? В отличие от подготовки соглашения 2015 года, над которым Москва и Вашингтон плотно работали совместно даже после присоединения Крыма, теперь такого сотрудничества не наблюдается. Москва не спешит на помощь Трампу. Да и Вашингтон не обращается за помощью, хотя Россия является союзником Ирана и могла бы содействовать в поиске компромисса.
С другой стороны, все логично. В конце концов, Россия и Иран являются фигурантами одного и того же американского закона о санкциях 2 августа 2017 года. Так что если разрыв соглашения 2015 года приведет к резкой дестабилизации на Ближнем Востоке, то пусть это останется на совести нынешнего хозяина Белого дома и станет очередным поводом для его разногласий с Европой.