Алюминиевый занавес: согласятся ли США на предложение Дерипаски?
В США на заявление россиянина пока ответили неоднозначно. Устроит ли Вашингтон такой вариант? И кто и за сколько может купить акции Дерипаски?
Читать на полной версииБизнесмен Олег Дерипаска заявил, что может сократить свою долю в En+ ниже 50%. Это позволит ему перестать быть контролирующим акционером «Русала».
Изначально Минфин США сообщил, что с «Русала» снимут санкции, если Дерипаска откажется от контроля. Сейчас в Вашингтоне пояснили, что сам факт сокращения процентной доли — это не основание для снятия санкций. Минфин изучит все обстоятельства, но обсуждать их публично не собирается.
Это осторожное заявление не помешало безудержному оптимизму на рынке. Акции En+ взлетели почти в полтора раза. Хотя вопросов по-прежнему много. Главный — устроит ли все-таки американцев тот вариант, что предложил Дерипаска? Если да, то кто и за сколько купит ту долю, что он согласен продать? А если Минфин не устроит? Тогда национализация? Она, к слову, тоже может не устроить США. А если и Дерипаска, и власти откажутся, то что делать «Русалу»: продавать алюминий только внутри страны, а государству тратить огромные деньги, чтобы сохранить рабочие места?
Долю Дерипаски может купить, например, какая-нибудь окологосударственная структура, например, ВТБ. Хотя это тоже рискованно: под новые санкции попал Андрей Костин. Конечно, он лично — это не ВТБ, но все равно опасно. Тем более что против самого банка, как и Сбера, тоже действуют санкции США — те, старые, 2014 года. Но тем не менее.Допустим, долю Дерипаски купит какой-нибудь частный дружественный бизнесмен. Исходя из капризной капитализации En+, 28 апреля она стоила 3,5 млрд долларов. Допустим, Дерипаска продаст свои 17%, чтобы у него осталось 49%, то есть ниже контроля. Рыночная стоимость пакета — около 600 млн долларов. У кого есть такие деньги? Нет, они, конечно, есть, но это все те же миллиардеры, включенные в первоначальный кремлевский список. Да и согласится ли Дерипаска продать акции по такой цене? En+ сейчас стоит в два раза дешевле, чем до санкций. Еще один вариант предлагает финансовый аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин.
Тимур Нигматуллин финансовый аналитик компании «Открытие брокер» «Лучшей практикой в подобных ситуациях является продажа пакета команде менеджмента, то есть, с одной стороны, команда менеджмента понимает настоящую стоимость компании, очевидно, она не будет ориентироваться на текущую конъюнктуру в акциях. С другой стороны, формально это будет подразумевать, что это не аффилированная сторона. То есть это не члены семьи, это не компания, в которой Дерипаска может иметь какую-то долю, не раскрывая ее».
Другой вариант — покупателем акций выступит сама компания En+. И чего уж точно не будет — так это прихода иностранного инвестора. Пускать его в стратегическую отрасль после того, что произошло, да он и сам не придет. Еще важно понимать, что Олег Дерипаска не рассказал, до какого предела он может сократить свою долю.
В сообщении компании на Лондонской бирже сказано «принципиально согласился». А сколько это будет — 50% минус одна акция или 24%, никто пока не знает. Возможно, именно об этом сейчас идут переговоры с американскими властями. А, может быть, они уже прошли. Вряд ли бы бизнесмен позволил объявить о такой сделке без железной договоренности. Ждем, когда над ней поднимется занавес. Тоже железный, а вернее, алюминиевый.