Продастся все: удастся ли «Яндексу» и Сбербанку создать «российский Amazon»?
Именно так Герман Греф назвал совместный проект крупнейшего банка и крупнейшей IT-компании России. Сделка была финализирована накануне. Каковы перспективы глобального маркетплейса Сбербанка и «Яндекса»?
Читать на полной версииСбербанк вложится в совместный мегапроект 30 млрд рублей, «Яндекс» — своей компанией «Яндекс.Маркет». Она по итогам сделки станет условно независимой фирмой: обе материнские компании будут иметь неконтролирующие пакеты акций, а 10% пойдет на поощрение сотрудников.
Партнеры оценивают стоимость предприятия в 60 млрд рублей — условно, 1 млрд долларов. Суть проекта разъясняет директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор Михаил Гуревич:
Считается, что заключению сделки поспособствовал именно AliExpress. О намерении «Яндекса» подписать соглашение со Сбербанком стало известно прошлым летом — через несколько месяцев после новостей о возможном совместном проекте Сбербанка и AliExpress, который в «Яндексе» напрямую назвали угрозой для бренда и бизнеса компании.
Что новый «Яндекс.Маркет» сможет противопоставить китайской экспансии и уже существующим российским интернет-магазинам? Комментирует управляющий партнер «220 Вольт» и президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Фёдоров:
Алексей Фёдоров президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Он будет отличаться от всех остальных двумя вещами, и обе эти вещи связаны со Сбербанком. Дело в том, что у самого «Яндекс.Маркета» есть гигантская big data. Огромные хранилища данных, где есть все наши с вами покупки, все продажи интернет-магазинов, все наши предпочтения, наши геотеги. И то же самое есть у Сбербанка, только еще больше: наши ФИО, чего не было у «Маркета», все наши покупки не только в интернет-магазинах, но и во всей сфере услуг, все наши оплаты еды, все предпочтения по банковским отделениям, даты рождения, дети, родственники и так далее, кредиты наши. Это все из Сбербанка. И, если соединить данные Сбербанка и данные «Яндекса», эта новая структура будет знать о нас вообще все. Сможет делать какую-то продуктивную аналитику по нам и говорить, что нам понадобится. Что через семь лет после покупки презерватива нам с вами понадобится покупать школьную форму для ребенка, а через девять месяцев — памперсы».
Планируется ли какой-то ребрендинг «Яндекс.Маркета» в связи с началом преобразования из почти что доски объявлений в интернет-магазин федеральных масштабов, неизвестно. На прошлой неделе стало известно, что Сбербанк зарегистрировал торговую марку Сбермаркет, однако возможно это была защитная мера, чтобы не допустить использования похожего бренда конкурентами.
Что касается превращения «Яндекс.Маркета» в «российский Amazon», детище Джеффа Безоса развивалось как раз в обратную сторону. Это был небольшой книжный интернет-магазин, который затем стал маркетплейсом для сторонних продавцов. Догнать Amazon будет непросто. По оценкам Сбербанка и «Яндекса», на старте их совместный проект будет стоить около миллиарда долларов. Капитализация Amazon может скоро приблизиться к триллиону.