«Спасти спасателя»: в сети собирают подписи в защиту кемеровского пожарного
Сергей Генин, тушивший пожар в ТРЦ «Зимняя вишня», остается под стражей. Многие считают это несправедливым: профессия спасателя становится очень опасной
Читать на полной версииОбновлено в 12:45
Петиция в поддержку начальника пожарного звена Сергея Генина, арестованного по подозрению в халатности при тушении пожара в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня», набрала уже почти 50 тысяч подписей. Ранее за коллегу заступились правозащитники, рядовые спасатели и глава МЧС России Владимир Пучков. На этой неделе суд оставил его под арестом до 11 июня. Многие эксперты считают это ошибкой.
«Мы делали все что смогли и больше!» — это написал начальник пожарного звена Сергей Генин, которого обвиняют в халатности при тушении торгового центра в Кемерове. Его открытое письмо появилось в СМИ.
Профессия спасателя становится еще опаснее. На заседании суда, на котором рассматривалась жалоба Сергея Генина на арест, выступали в том числе потерпевшие — люди, потерявшие в огне своих детей. Их чувства, безусловно, можно понять, но одна из высказанных претензий звучала так: «Спасатели не пошли в последний бой, они должны были пойти». То есть Сергея Генина обвинили в том, что он не умер.
Очевидица трагедии Наталья считает, что пожарные виновны, но лишь отчасти:
«Они приехали минут через 10-15, они приехали, стояли… Сначала у них воды не было. Они оцепили, стояли, ждали указаний. А то, что они вот сразу кинулись в бой, там кого-то вытаскивали, тушили, такого не было. Не тушил никто, людей с крыш не снимал. Все-таки пожарные тоже виноваты, но не так сильно, как тот, кто сделал центр развлекательный в такой коробочке: четыре этажа, четыре окошечка».
Формально спасателю инкриминируют то, что он не изучил схему здания и ориентировался на противоречивые заявления очевидцев. Родственники погибших, напротив, утверждают, что Генин не слушал то, что ему говорили родители детей, оставшихся в кинотеатре.
Адвокат пожарного Елена Киселева сказала РИА Новости, что «кинозал, где оказались заперты люди, находился более чем в 50 метрах от обоих открытых эвакуационных выходов, а видимость внутри была нулевая». «Воздушного баллона физически не хватило бы на то, чтобы вытащить людей...» — пояснила юрист.
Бывший сотрудник МЧС Анатолий Долговых заявляет, что у спасателей есть инструкции, по которым они действуют, и что обыватели в своих представлениях о том «как надо было сделать» очень часто заблуждаются:
Анатолий Долговых бывший сотрудник МЧС «Представьте себе: прокурор выясняет, что посторонним людям дают [дыхательный] аппарат. Не важно, по каким причинам, пожалели родителей и так далее, тот человек, который родителю дал аппарат, автоматически становится нарушителем закона. Во-вторых, как бы ни казалось людям, что нет огня, просто сильное задымление, профессионалам, пожарным все равно понятнее, насколько задымление опасно. Со стороны обывателю может казаться, что они делают все неправильно. Но, встав на их место и начав понимать, что там действительно, на самом деле происходило, понимая процесс изнутри, становится ясно, что люди делали все правильно».
Ранее Долговых записал открытое обращение к президенту, в котором попросил «спасти спасателя». Коллеги Генина, изучив действия его звена, абсолютно уверены в его невиновности. Списать все на начальника пожарного звена — самое простое, но проблема куда шире, говорит Владимир, который с семьей был во время пожара в «Зимней вишне»:
«Всегда надо виновного найти в какой-то трагедии, какая бы она ни была. Ну, нашли виновного. А системная проблема в том, что МЧС сейчас очень сильно было сокращено, материальная база не ахти какая».
Арест Генина — это опасный прецедент, считает президент российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий:
Владимир Новицкий президент российской секции Международного общества прав человека «Конечно, в рамках нашей правоприменительной практики карательные прецеденты имеют тенденцию становиться такими прецедентными случаями, которые ведут к подобным ситуациям в других делах».
Другими словами, если это станет нормой, то перед спасателями иногда фактически будет стоять вопрос: умирать или садиться в тюрьму? С таким мыслями недолго задуматься и о смене работы.