Обновлено 27 апреля в 16:58

Мошенники вооружились новой схемой. В банк отправляется фальшивое удостоверение комиссии по трудовым спорам, в котором, например, говорится, что нужно перевести «долг по зарплате». Такая комиссия не является государственной, но ее решения банк обязан исполнить.

Гендиректор Voxlink Сергей Грушко вечером 24 апреля заметил, что на счету компании заблокирован почти миллион рублей. В системе «клиент — банк» в комментариях упоминались заявление о взыскании и комиссия по трудовым спорам. Когда предприниматель связался с банком «Авангард», где открыт счет, удалось узнать немного: есть решение на фирменном бланке компании, и банк обязан его исполнить.

Оказывается, в российском законодательстве предусмотрен механизм разрешения трудовых споров во внесудебном порядке с помощью комиссии, которую могут собрать сотрудники. Но пользуются этим не столько работники, сколько мошенники. Ведь решения такой комиссии для банка имеют силу, аналогичную той, которое имеет судебное решение или решение службы судебных приставов.

На деле комиссии не создаются, а происходит подделка документов. Такое решение должно быть оформлено на фирменном бланке компании, с печатью и подписью директора. Но в банке работают не криминалисты, поэтому не всегда удается выявить фальсификацию. Если юридическая служба банка дает добро, происходит списание.

В случае с компанией Voxlink все закончилось хорошо. После того как руководство забило тревогу всеми возможными способами, в том числе в соцсетях, представитель банка вышел на связь и сообщил, что юротдел выявил подлог документов, деньги разблокировали, говорит Сергей Грушко.

Сергей Грушко генеральный директор Voxlink «Люди, которые могли бы не глядя просто поставить свою подпись и документ бы отправился в исполнение, остановились и начали его внимательно изучать. У нас не было никогда трудовых комиссий, сотрудники, которых они озвучили, у нас в жизни никогда не работали, трудовые договора не заключались. От нашей бдительности запустилась их бдительность. Но, если бы мы этого не увидели и сотрудник банка увидел бы, что есть документ, есть печать, подпись, реквизиты, фирменный бланк, сказал — ну все, значит, по закону он является валидным. И они бы его применили, и деньги бы улетели, как это происходило во многих других компаниях».

На деловых форумах много подобных историй. Причем суммы фигурируют достаточно крупные: у кого полмиллиона, у кого миллион, а у кого и 8 миллионов. Бывают случаи, когда псевдокомиссия по трудовым спорам, то есть мошенники от ее лица, подавала требования не в банк, а в службу судебных приставов, и уже эта служба направляла исполнительный лист в банк. И много случаев, когда банки такие решения удовлетворяют, причем даже не известив своего корпоративного клиента.

Участники рынка говорят, что проблема на уровне законодательства. В каждом банке решают ее по-своему. Надо аккуратно выбирать банк: подойдет заинтересованный в том, чтобы интересы его клиентов были защищены, говорит совладелец Модульбанка Яков Новиков, где 110 тысяч клиентов — в основном ИП и небольшие компании.

Яков Новиков совладелец Модульбанка «Таких исполнительных листов приходит совсем немного, может, полтора десятка у нас было. Мы очень внимательно их все разбираем, потому что очень часто это случаи, которые связаны с мошенничеством. Мы в первую очередь звоним собственнику или генеральному директору, узнаем, созывали ли комиссию или нет. Если ничего такого не происходило в компании, то, конечно же, этот документ никто выполнять не будет. Конечно, для меня немного странным является то, что такой документ является обязательным к исполнению в принципе даже без его рассмотрения».

Фактически защита от такого риска лежит на стороне банка, то есть компания может защитить себя только выбором кредитной организации. Один из важных моментов — свяжется ли банк в случае спорных ситуаций или спишет деньги без оповещения.

После публикации материала Business FM получила комментарий «Авангарда»:

«В банке «Авангард» организован процесс тщательной и многоступенчатой проверки подлинности предъявляемых исполнительных документов, так как формальный подход в вопросе списания денежных средств со счетов клиентов неприемлем. Банк, учитывая риски, перед принятием решения о списании денежных средств со счетов клиентов в обязательном порядке убеждается в полном соблюдении требований законодательства. Отметим, что процесс проверки исполнительного документа с учетом законодательства об исполнительном производстве может занять до 7 (семи) дней, и утверждение Сергея Грушко о том, что только по причине его бдительности запустилась бдительность банка, не соответствует действительности. Мы понимаем эмоциональное состояние клиента, однако делать выводы на основе эмоций недопустимо. В то же время клиент совершенно справедливо отмечает, что сотрудники банка внимательно изучили документы перед принятием решения. Подчеркиваем, что так происходит во всех случаях получения удостоверений КТС, независимо от того, получает банк запрос от организации-работодателя или нет. Также перед принятием решения об исполнении предъявленного взыскателем удостоверения комиссии по трудовым спорам сотрудник банка обязательно связывается с организацией-работодателем, работником которой является взыскатель. Даже если по каким-то причинам клиент связывается с банком раньше, это не означает, что банк не связался бы с клиентом с учетом описанного выше процесса проверки. В данном случае с компанией Сергея Грушко банком на первом этапе проверки исполнительных документов было выявлено, что предъявленные в банк удостоверения КТС не соответствуют требованиям действующего законодательства (ст. 389 ТК РФ). Это означает, что банк априори не примет удостоверения к исполнению и не спишет денежные средства. Отмечаем, что после выявления оснований для отказа банком была получена информация о том, что организация — владелец счета, которая была указана в качестве должника в данных удостоверениях КТС, не располагает сведениями об их выдаче и заявляет о том, что данные удостоверения являются поддельными. В результате предпринятых мер банком было предотвращено необоснованное списание денежных средств со счетов клиента. Копии данных удостоверений были переданы клиенту банка».

Кроме того, в компании добавили: «Блокирование денежных средств на счете связано исключительно с требованиями закона и ни в коем случае не означает обязательного списания денег со счета».