Верховный суд России оставил в силе приговор по «делу «Ив Роше»
Защита братьев Алексея и Олега Навальных просила отменить приговор и прекратить уголовное дело за отсутствием состава и события преступления
Читать на полной версииОбновлено в 12:19
Президиум Верховного суда России не отменил приговор, вынесенный оппозиционеру Алексею Навальному и его младшему брату Олегу Навальному по так называемому делу «Ив Роше». Об этом сообщает корреспондент Business FM. Дело «Ив Роше» в итоге не повторило судьбу уголовного «дела «Кировлеса».
Надзорное производство в президиуме Верховного суда РФ было инициировано по представлению его главы Вячеслава Лебедева в связи с «новыми обстоятельствами», которыми стало решение Европейского суда по правам человека. Этому предшествовало обращение защиты осужденных. Они направили в ВС ходатайство с требованием возобновить надзорное производство по делу и немедленно освободить Олега Навального, который отбывает срок в три с половиной года в колонии № 5 в Орловской области.
В Верховном суде адвокаты Алексея и Олега Навальных настаивали на прекращении дела в связи с отсутствием состава и события преступления. Они были категорически против того, чтобы дело пошло «по такому же кругу», как дело «Кировлеса». Замгенпрокурора Владимир Малиновский высказался за то, чтобы оставить приговор без изменений. Он назвал его законным.
Обращаясь к судьям, адвокат Алексея Навального Ольга Михайлова отметила, что за 20 лет, на протяжении которых Россия находится под юрисдикцией Европейского суда, тот впервые признал нарушение статьи № 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод по преступлению, совершенному в сфере экономики. «Это дело исключительное и требует прекращения в этом судебном заседании. Мы категорически против повторного рассмотрения, как вы это сделали в «деле Кировлеса», — сказала защитница. Она отметила, что после того, как данное дело Навального было направлено судьями Верховного суда на пересмотр в суд первой инстанции, тот не только не устранил нарушения, которые констатировал ЕСПЧ, но и допустил новые нарушения прав оппозиционера и проходившего вместе с ним по делу Петра Офицерова.
«Выявленные нарушения невозможно устранить. Мы категорически против того, чтобы дело братьев Навальных пошло по такому же кругу», — подчеркнула Ольга Михайлова. «Всякую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку», — поддержал ее второй адвокат политика Вадим Кобзев.
Речь Алексея Навального была как всегда эмоциональна. «Мне кажется, что мы в таком же составе тут умрем», — начал он и назвал свои уголовные дела «колесом сансары», которое заключается в том, что против него и его родственников «фабрикуется уголовное дело», выносится обвинительный приговор, который впоследствии отменяет Европейский суд. После этого в России начинается повторный процесс, вновь выносится обвинительный приговор. Он снова обжалуется в Страсбургском суде, который признает его незаконным, отметил политик. Он посетовал, что в этом круговороте, есть человек — его брат, который после суда «не пойдет домой есть борщ», а останется в колонии, так как уже более трех лет сидит «по сфабрикованному делу».
Навальный напомнил, что большую часть срока его брат отсидел одиночной камере, так как был объявлен злостным нарушителем режима. «Мало того, что человека захватили в заложники и незаконно посадили, еще и подвергают его пыткам и истязаниям», — возмутился политик. Он добавил, что из-за уголовных дел ему не дали участвовать в президентских выборах. Навальный прогнозировал встречу с судьями президиума по уголовному делу «Кировлеса-2» и призвал их «остановить колесо сансары» хотя бы по уголовному делу «Ив Роше». Он признался, что не знает, какое решение будет лучше для брата, который из трех с половиной лет отсидел уже три года и четыре месяца. «Черт знает, что лучше: досидеть до конца или вы вынесете решение, с которым мы не будем знать, что делать», — сказал Навальный. По его мнению, «единственный выход в данном случае»: прекратить уголовное дело, чтобы его брат мог выйти на свободу.
Сам Олег Навальный участвовал в заседании президиума Верховного суда по видеосвязи из колонии в Орловской области. Он был краток. «Обо мне что вам было известно — три вещи: произвол, фундаментальная несправедливость и бессмысленность, — сказал он. — Все, что нужно суду, это приговор отменить и отпустить меня домой есть борщ».
В итоге, пробыв в совещательной комнате 15 минут, судьи оставили приговор по делу братьев Навальных без изменения. Это решение возмутило политика и его адвокатов. «Это новая, демонстративная степень презрения к праву. Это тотальное игнорирование Европейского суда»», — так охарактеризовал оппозиционер прозвучавшее решение. Как считает Алексей Навальный, судьи Верховного суда не захотели признать, что дело «было сфабриковано, «ведь у этого должны быть последствия». При этом политик сообщил, что пока не получил компенсацию, которую ему присудил Европейский суд, но не сомневается, что ее выплатят. Навальный 29 июня поедет в колонию встречать брата, которого должны выпустить.
Адвокат Алексея Навального Ольга Михайлова отметила: в связи с тем, что Верховный суд фактически отказался исполнить решение ЕСПЧ, защита намерена обратиться в Комитет министров Совета Европы с требованием обязать Россию его исполнить. «Существует 46 статья Конвенции, которую ратифицировала РФ. Подписав ее, она подтвердила, что будет исполнять решение ЕСПЧ. Неисполнение — это даже неприлично в уважаемом обществе», — резюмировала защитница.
17 октября 2017 года Страсбургский суд частично удовлетворил жалобу братьев Навальных. ЕСПЧ пришел к выводу, что при рассмотрении так называемого дела «Ив Роше» были нарушены статьи 6 и 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Первая гарантирует право на справедливое судебное разбирательство, а вторая гласит, что наказание может быть назначено исключительно на основании закона.
Судьи пришли к выводу о том, что братья были осуждены за действия, которые не подпадали под преступление (сами они утверждали, что занимались обычной предпринимательской деятельностью — Business FM ). При этом Европейский суд отказался считать дело братьев Навальных политически мотивированным и присудил им компенсацию в 76 тысяч евро, а также 460 тысяч рублей.
Приговор по делу «Ив Роше» Замоскворецкий суд Москвы вынес 30 декабря 2014 года. Тогда Алексей Навальный и его младший брат Олег получили по три с половиной года лишения свободы с одной лишь разницей: оппозиционер получил условный, а его брат — реальный срок. Оба были признаны виновными в хищениях у «дочки» французской косметической фирмы Yves Rocher «Ив Роше Восток» 26,7 млн рублей, а также почти 4,5 млн рублей у «Многопрофильной процессинговой компании». Суд счел, что их продукцию фирма Навальных — «Главное подписное агентство » — возила из Ярославля в Москву по завышенным тарифам. У ГПА не было собственного парка автомобилей, и она наняла подрядчиков. Разницу братья, согласно этим данным, забирали себе. Фигуранты вину отрицали. Алексей Навальный заявлял о политическом характере преследования.
Действия подсудимых суд трактовал как мошенничество в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ) и легализацию похищенного имущества (ч. 2 ст. 174.1 УК РФ). Каждому из фигурантов был назначен испытательный срок в пять лет. Суд также оштрафовал братьев на 500 тысяч рублей и взыскал с осужденных по иску МПК 4,5 млн рублей. 17 февраля 2015 года Мосгорсуд незначительно скорректировал судебный акт, убрав лишь штраф в 500 тысяч рублей у Алексея Навального. С Олега Навального такой же штраф не сняли.
4 августа 2017 года Симоновский суд Москвы по ходатайству Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) продлил Алексею Навальному испытательный срок в пять лет еще на год — до 30 декабря 2020 года.
Это не первая судимость оппозиционера. 18 июля 2013 года Ленинский районный суд Кирова приговорил Навального по так называемому делу «Кировлеса» за растрату более 16 млн рублей к пяти годам лишения свободы условно и штрафу в 500 тысяч рублей. Впоследствии Европейский суд встал на сторону политика, решив, что в ходе процесса было нарушено его право на справедливое разбирательство.
В итоге 16 ноября 2016 года президиум Верховного суда России отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд Кирова. Повторный процесс там закончился 8 февраля 2017 года аналогичным приговором.