Швейцария случайно попала в «жернова» антироссийских санкций
Просели акции промпредприятий страны, в которые инвестировали бизнесмены из санкционного списка США. Курс франка упал до самых низких значений с 2015 года
Читать на полной версииНовые санкции против России, объявленные США в начале апреля, неожиданно ударили по Швейцарии. Ситуацию Le Temps пояснил менеджер хедж-фонда Elbrus Capital Антон Хмельницкий.
Кризис пережили в том числе три швейцарские промышленные группы на следующий день после объявления об американских санкциях: Sulzer, Schmolz + Bickenbach и Oerlikon. Эти компании объединяет лишь то, что в них инвестировал российский бизнесмен Виктор Вексельберг.
Руководство многих швейцарских компаний выпустило заявления, чтобы успокоить инвесторов. Так, Sulzer, акции которой просели на 25%, заявила о планах как можно скорее довести российскую долю до уровня менее 50%, чтобы вытащить компанию с поля боя «новой холодной войны, которая разворачивается между США и Россией», отмечает автор статьи. Один из руководителей Sulzer заявил, что компания стала случайной жертвой этого противоборства.
Есть опасения, что и вся экономика Швейцарии может попасть в «жернова» схватки Вашингтона с Москвой. Несмотря на продолжающееся с 2014 года ослабление торговых отношений между Женевой и Москвой, прямые российские инвестиции в Швейцарию лишь растут: если в 2013 году они составляли $12,9 млрд, то в апреле 2017 года уже $20,2 млрд.
Блокировка американских счетов и операций в долларах привела к тому, что россиянам потребовалась наличность. Они стали выводить свои деньги и возвращать их на родину. По мнению экспертов, это заставило курс швейцарского франка упасть до значений, не фиксировавшихся с 2015 года.
Впрочем, по мнению Хмельницкого, распространения кризиса бояться не стоит: антироссийские санкции повлияют на швейцарскую экономику, но не напрямую, так как случай группы Sulzer особенный, а американские санкции всегда имели целенаправленный характер. Кроме того, большинство компаний, попавших под санкции, инвесторам неизвестны и на биржах не представлены.
При этом проблемы «Русала», который экспортировал почти 20% своего алюминия в США, Хмельницкий и вовсе связывает с тем, что незадолго до санкций Вашингтон поднял налог на импорт алюминия. И, возможно, в случае с «Русалом» свою роль сыграло желание устранить прямого конкурента американской промышленности.