Зуб за зуб: Россия может прекратить поставки титана в США
Россия готовит ответ на санкции США. Наказать в том числе планируется Boeing. Нанесет ли это удар по американской экономике?
Читать на полной версииГосдума подготовила ответ на американские санкции. Законопроект, внесенный на рассмотрение нижней палаты, носит общий характер. Там прописаны лишь возможные контрсанкции против США.
В частности, речь идет об импорте американских лекарств, а также о возможном прекращении сотрудничества в области авиапрома и в атомной промышленности. Что именно депутаты предложили запретить? И как самый жесткий сценарий отразится на России?
Закон Госдумы не вводит санкции. Он только очерчивает те контрмеры, которые Россия может ввести, и перекладывает бремя на правительство. Прописано все широкими мазками и охватывает весь товарооборот России и США — это 23 млрд долларов в прошлом году. Самое безобидное — американский алкоголь и табак. Сигареты, которые курят настоящие ковбои, делают на наших табачных фабриках. Импорт американских алкогольных напитков — это всего 66 млн долларов, по данным таможенников. С прилавков исчезнет бурбон, но эту потерю, наверное, страна как-то сможет пережить. Американские производители тоже почти не заметят. О документе, который предполагает все, но не вводит ничего, рассуждает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
Зато «ВСМПО Ависма», можно сказать, взмолилась. «Мы надеемся на мудрость и дальновидность российских законодателей», — обратилась госкомпания к властям. Наказать, правда, планируется не «Ависму», а Boeing. Больше трети титана компания получает из России. Заместить поставки можно, но сложно и дорого. А в итоге будут наказаны и они, и мы. Российская корпорация с выручкой в сотни миллионов долларов лишится заработка, рынка и понесет репутационные потери. Комментаторы из парламента сами спровоцировали нервозность, упомянув именно о титане, хотя этого слова в законе, естественно, нет.
Россия может поступить с американским авиапромом и по-другому, о чем законодатели умолчали. Например, перестать закупать самолеты Boeing, в первую очередь, 737. На первый взгляд, это кажется самым оптимальным. Российские перевозчики сейчас эксплуатируют около 300 самолетов Boeing, и они за последнее время обновили парк. На подходе отечественный конкурент — МС-21. Ну, и есть лайнеры Airbus. Но авиастроение — сложная отрасль, с международной кооперацией. Американцы могут и ответить, прогнозирует независимый аналитик Роман Захаров.
Роман Захаров независимый аналитик «Может последовать подобный же запрет в отношении поставок в Россию. Как, например, тогда будут собираться Superjet? Superjet, как известно, и авионика, и некоторые другие вещи, там 70% если не конструкторской мысли, то вкладов с точки зрения промышленного производства и некоторых защищенных патентов, это вклады зарубежных партнеров, и, кстати, некоторые из них, так или иначе, связаны с США. Это очень непростая отрасль».
С другой стороны, если мы переориентируемся на французские лайнеры, то нам могут поднять цены. Так уже было, когда мы ввели продовольственное эмбарго, особенно тогда подорожало мясо. Еще одна контрмера, которая в случае применения может оказаться болезненной, — это запрет на сотрудничество с аудиторскими компаниями. Из большой четверки только одна имеет штаб-квартиру в США, — это Deloitte. Но законопроект предполагает, что санкции могут коснуться и других стран, которые поддержат Америку. Допустим, перспективная российская компания решила привлечь иностранные инвестиции. И все бы получилось, но эта конкретная санкция помешает.
В гипотетическом списке есть американские лекарства, кроме тех, чьи аналоги не производятся в России. Здесь можно пошутить, что страна останется без виагры. Но, на самом деле, не до шуток, потому что американцы тоже могут ответить и запретить поставки тех препаратов, что у нас нет, например, для лечения муковисцидоза. Правда, по мысли Госдумы правительство может забыть про патентные права американцев на их товары. И это может коснуться как лекарств, так и программного обеспечения. То есть закон разрешит копировать и пиратствовать. В этом случае нас, скорее всего, будут ждать международные суды, и они, вполне вероятно, будут проиграны. И тогда могут оказаться под арестом наши зарубежные активы.
Мы, конечно, можем в ответ запретить атомное сотрудничество. В первую очередь, это поставки урана, что тоже ударит по прибыли государства. Но есть еще один момент, который сложно разъяснить. В прошлом году мы совершили засекреченные покупки американских товаров на 3,5 млрд долларов, треть нашего импорта из США. Обычно засекречивают военное, атомное сотрудничество. Насколько это критично для нас в случае полноценной санкционной войны, ответа нет.