«Все непросто». Черный понедельник для «Русала»
Российские голубые фишки рухнули. Особенно пострадали компании Олега Дерипаски. Так, в Лондоне бумаги «Русала» больше не торгуются для американских инвесторов. В самой компании говорят о возможности технического дефолта
Читать на полной версииОбновлено в 21:41
Понедельник окрасился в черный. Неделя началась обвалом акций российских компаний. Больше всего пострадали попавшие под санкции США предприятия Олега Дерипаски. Ждать ли теперь цепочки корпоративных дефолтов в России? И поддержат ли американские санкции в Европе?
Ни «Русалу», ни другим компаниям не запретили операции в долларах. Минфин США лишь обязал американских инвесторов до 7 мая продать акции предприятий, попавших под санкции, а к 5 июня американские партнеры обязаны свернуть все контракты с новыми фигурантами черного списка. Но аналитики Райффайзенбанка прогнозируют: санкции, скорее всего, приведут к прекращению долларовых расчетов с «Русалом». Соответственно, компания не сможет рассчитаться с держателями ее евроблигаций. Это и есть технический дефолт, о котором накануне предупредил «Русал».
Bloomberg сообщил, что пять международных трейдеров могут прекратить покупать алюминий у «Русала». Сделать это компаниям посоветовали банки и юристы. Поэтому «Русал» не лукавил, когда написал в Facebook: «У нас все непросто». Ждать ли цепочки дефолтов других российских эмитентов? Опрошенные Business FM банкиры все-таки считают, что до этого не дойдет. Хотя последствия пока никто просчитать не может.
Паника на рынках и реакция партнеров — это первая реакция. Возможно, уже завтра все успокоятся и будут трезво принимать решения. Тот же Райффайзенбанк напоминает, что 18% поставок «Русала» — это американский рынок, а почти половина — европейский. Еще один важнейший вопрос: введут ли аналогичные санкции европейцы? Есть опыт работы с НОВАТЭК. Компания, как и ее владельцы Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко, под американскими санкциями. Но Европа против производителя газа ничего не вводила. И НОВАТЭК продает свой СПГ европейцам, которые потом перепродают топливо американцам. Причем один из акционеров российской компании и ее ямальского проекта — французская Total.
Возможно, если Европа не станет следовать за американцами, то у «Русала» все будет некритично. В конце концов, «Русал» — это около 6% мирового производства алюминия. Трудно найти область, где не используется этот металл, от самолетов до пивных банок. Пойдет ли Брюссель вслед за Вашингтоном?
У «Русала» большой долг — около 7,5 млрд долларов на конец прошлого года. У компании есть синдицированные кредиты, в том числе и западных банков. Вероятно, эти деньги потребуется срочно вернуть. Но основной кредитор алюминиевой компании — Сбербанк. Кстати, его акции в понедельник тоже рухнули. Есть мнение, что это как раз связано с кредитом компании Дерипаски.
Впрочем, упали все российские голубые фишки. Тот же «Русал», вероятно, сможет перекредитоваться дома, возможно, уже есть договоренности. Крупный бизнес, в отличие от рынка, догадывался, что санкции будут серьезными, и готовился к ним. С другой стороны, скоропалительная реакция «Реновы» Виктора Вексельберга. Группа снижает долю в швейцарском машиностроительном концерне Sulzer. После этого пакет «Реновы» будет меньше контрольного, что формально спасает Sulzer от американских санкций. Вот только расчет с российской компанией произойдет, когда швейцарцы поймут, что для них нет рисков. В «Русале», по данным Bloomberg, попросили клиентов пока не перечислять деньги за поставки. Видимо, чтобы американцы не заблокировали средства. Все на нервах и ждут продолжения.