Судьба Telegram: российские власти, похоже, готовы к компромиссу
Об этом можно судить по заявлению министра связи Николая Никифорова. Он назвал ситуацию с Telegram прецедентом и сказал, что с этим должен разобраться суд
Читать на полной версииМинистр связи Николай Никифоров прокомментировал ситуацию вокруг мессенджера Telegram. «Возможно, потребуется что-то менять в нормативных актах», — отметил министр. Слова свои он не разъяснил, но речь, конечно, идет о «законе Яровой». ФСБ требует от Telegram передать ключи для дешифровки сообщений пользователей. Мессенджер не то чтобы отказывается, но заявляет, что ключей у него нет — так устроен Telegram.
Сообщения в секретных чатах передаются напрямую между устройствами, без участия мессенджера. Для спецслужб это неправильный ответ, значит, Telegram вскоре могут заблокировать. Срок был дан до среды, 4 апреля, ничего не произошло. Роскомнадзор, вероятно, обратится в суд, который может принять решение о блокировке, но, судя по заявлению министра связи, стороны сейчас ищут компромисс. Вот что говорит о вариантах развития событий руководитель проекта Mash Никита Могутин:
Никита Могутин руководитель проекта Mash «Либо пытаться дружить, смириться каким-то образом с Павлом Дуровым и приходить к взаимному консенсусу и счастью, либо, что, я тоже подозреваю, может быть, какая-то информационная волна в отношении этой площадки. Например, я некоторое время назад разговаривал с одним французским журналистом, и он мне задал вопрос: «А вас не смущает работать в Telegram? Все-таки это мессенджер джихадистов». Я очень удивился, стал с ними разговаривать и выяснил, что, например, во Франции подавляющее количество людей считают, что Telegram пользуются реально террористы, и только террористы».
4 апреля известный российский топ-менеджер Илья Перекопский сообщил, что теперь он вице-президент Telegram, вернее, просто указал в своем Facebook новое место работы. Это важно. Перекопский — однокурсник Павла Дурова, он был его соратником по «ВКонтакте». Несколько лет назад они крупно поссорились. Тогда пакет акций «ВКонтакте купил фонд UCP Ильи Щербовича, а Перекопский во время этих драматичных событий стал консультантом UCP.
Позже Щербович рассказывал «Ведомостям», что кто-то распространил утку, будто он и его команда — «агенты ФСБ». Так или иначе, но в свете назначения к «заклятому другу» Дурову можно предположить, что российские власти получили ключ от Telegram, и у ключа есть имя. Вот что говорит журналист Максим Кононенко:
Максим Кононенко журналист «Что касается того, заблокируют или не заблокируют, во-первых, это очень сложно технически, практически невозможно. Во-вторых, судя по назначению господина Перекопского вице-президентом компании Telegram, там они обо всем договорились. Господин Перекопский играл в социальной сети «ВКонтакте», когда там еще был Дуров, довольно странную роль. Судя по всему, он является как раз представителем, это мое оценочное мнение и гипотеза, наших властей в компании Telegram теперь».
У мессенджера хватает защитников. В России его воспринимают не как средство общения террористов, а как одну из самых популярных информационных платформ. Каналы в Telegram есть у большинства ведомств, кроме, разумеется, ФСБ. На днях, например, Следственный комитет сообщил о двух москвичах, которых обвиняют в финансировании терроризма. Сообщение СК опубликовал в своем Telegram-канале. И все-таки говорить о компромиссе очень рано. Есть «закон Яровой», и менять его ради Telegram вряд ли позволят. Если ФСБ потребовала ключи, то, значит, нужно их передать, а даже самые объективные технические причины — синоним отговорок.